Автор: Мах+Мах

В мире есть много опасных занятий – нырять на большую глубину, водить гоночные автомобили, прыгать с парашютом. Но самое опасное в мире занятие – это быть другом россиян. Ибо у них очень специфическое понимание понятия “дружба”. Друг для жителей территории РФ – это тот, у кого есть что-то полезное, тот, кого очень хорошо знаешь. Тот, кого из-за этого очень легко ограбить. Недаром россияне всегда так настойчиво лезут в братья, и не дай Бог вам поверить в их ложь – ибо на их языке “братан”, “братишка”, “брателло” – это не брат, а лох, дурак, у которого им в данный момент что-то нужно взять. А чтобы это потом не отдавать назад, россияне очень любят избавляться от своих друзей – тем или иным образом.

И теперь, вооруженные этим знанием, поговорим на другую тему. Есть такой летательный аппарат – экраноплан. Это аппарат, комбинирующий лучшие качества самолета (высокую скорость), морского судна (высокую грузоподъемность, возможность садиться на воду) и амфибии (возможность двигаться над поверхностью земли, воды, песка, снега или льда). Также он наследует и сочетания их худших качеств – от самолета чрезмерная легкость конструкции, от судна – все-таки существенно меньшая максимальная скорость, от амфибии – необходимость иметь под собой ровную поверхность, по холмам или сугробам он просто не пройдет. Главное его преимущество – экран, огромная подушка из воздуха, сжатого между землей или водой, по которой он движется, и его крылом и фюзеляжем. Поскольку, в отличие от самолета, воздуху здесь некуда деваться, он снизу ограничен землей, эта воздушная подушка находится под огромным давлением и создает на сравнительно небольшом крыле и фюзеляже экраноплана огромную подъемную силу.

Главное его ограничение – то, что аппарат обязательно должен двигаться на относительно низкой (до нескольких метров) высоте, потому что если не принять дополнительных мер, его маленькое крыло просто не даст ему подъемной силы, нужной, чтобы взлететь выше. О других преимуществах и недостатках аппарата поговорим позже. Пока нам нужно знать, что это аппарат, который с большой скоростью может перевезти очень большие грузы на очень большие расстояния на таких маршрутах, которые недоступны для обычных судов или самолетов, тратит меньше топлива, чем самолет (а топлива несет гораздо больше), быстро маневрирует, и до определенного предела вообще не учитывает поверхность, которая под ним – это может быть земля, вода, песок, снег или лед, и если рельеф позволит, он может спокойно выйти из полета над морем и двигаться дальше по земле. Экранопланы с очень мощными двигателями и особенно большой площадью крыла способны на длительное время отрываться от экрана и переходить к полету на относительно большой высоте.

Естественно, что такой аппарат заинтересовал СССР, имевший огромные колонии в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке, огромные расстояния до них, и еще большие планы по ведению войн во всем мире. Соответственно, первые серийные экранопланы, построенные в СССР, были боевыми аппаратами. Главной организацией, занимавшейся боевыми экранопланами в СССР и занимающейся ими сейчас в РФ, является Центральное Конструкторское Бюро (ЦКБ) Алексеева, расположенное на Волге, в Нижнем Новгороде, на ул. Свободы, 51. Сразу после Второй Мировой войны, в 1945 году Алексеев разрабатывает эспериментальный торпедный катер на подводных крыльях (КПК) А-5, в 1948 году он проводит испытания на Черном море большего торпедного КПК модели 123К, который уже тогда достигал скорости в 110 км/ч. В 1951 году он получает Сталинскую премию за свои проекты торпедных катеров, но СССР требовались гораздо большие и более быстрые аппараты, поэтому Алексеев заинтересовался экранным эффектом. И вот уже в 1961 году в ЦКБ был построен первый 3-тонный 20-метровый экспериментальный экраноплан СМ-1, разгонявшийся до 250 км/ч и выше. В 1963 году была построена 5-тонная модель СМ-4, разгонявшаяся до 300 км/ч, а в конце этого же года – 8-тонная масштабная (1:4) модель СМ-5 значительно большего экраноплана – того самого, который позже назовут Каспийским монстром (КМ, Корабль-макет по советской классификации). В 1964 году началось строительство 98-метрового 544-тонного Каспийского монстра (КМ), который разгонялся до 550 км/ч и выше и имел максимальную дальность в 2000 км. В том же году на очередных испытаниях разбилась масштабная модель СМ-5, но это никого не остановило – строительство КМ продолжалось ударными темпами. Коммунисты очень спешили, готовя новое оружие к новой войне и позже мы выясним, почему.

22 июня 1966 года, утром, на Волге спустили на воду КМ – крупнейший в то время летательный аппарат в мире с грузоподъемностью в 304 тонны, длиной в 98 м, высотой в 22 м, размахом крыла в 38 м и высотой полета на экране от 4 до 14 м. Аппарат обладал выдающимися эксплуатационными характеристиками, практической дальностью в 2000 км, мог летать при высоте волн до 1.5 метра. КМ планировался в разных вариантах – как большой десантный экраноплан (ВИЭ) на 400-500 десантников, то есть КМ за раз мог высадить полноценный десантный батальон (позже был реализован в меньшем десантном экраноплане проекта А-90 “Орленок”). Также был вариант, обозреваемый противокорабельными ракетами (позже он был воплощен в экраноплане-ракетоносце проекта 903 “Лунь”), и был еще третий вариант, вооруженный многоцелевыми крылатыми ракетами (он не был реализован). И почти месяц, по ночам (днем отстаивались) в режиме полной секретности, полупритопленный аппарат с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой, буксировали Волгой из Нижнего Новгорода на полигон в Каспийск. Силовая установка КМ состояла из 10 турбореактивных двигателей ВД-7 с тягой более 11000 кг каждый. На переднем пилоне размещалось 8 двигателей, их мощность использовалась в основном при старте. На киле стояли еще два таких же двигателя, достаточные для поддержки крейсерского режима. А уже в августе 1967 года КМ улетел со взлетным весом 544 т, развив скорость 455 км/ч. Последующие испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет, и закончились в декабре 1980 года КМ, когда аппарат потерпел крушение.

В 1967 году был построен экраноплан СМ-8. Он был разработан вместо разбившегося СМ-5 и был также масштабной (1:4) копией экраноплана КМ. В 1972 году в КБ Алексеева создали 26-тонный 31-метровый десантный экраноплан СМ-6, который разгонялся до 300 км/ч, имел дальность до 1000 км и мог летать при высоте волны до 0,5 метра. На нем проверяли схему транспортно-десантного экраноплана А-90 (Орленок).

Осенью 1972 года на лётные испытания выходит образец С-23 – первый летающий транспортно-десантный экраноплан проекта А-90 (также известен как «Орленок» или малый десантный экраноплан (МДЭ) проекта 904). Он был изготовлен из сплава К482Т1. Это единственный серийно выпускавшийся крупный экраноплан — всего в 1977-1983 годах было собрано 5 машин (2 опытных и 3 серийных). В Каспийске, на территории завода “ДагДизель”, находился опытный филиал ЦКБ на СПК. Экранопланы строили в Нижнем Новгороде и в полуразобранном виде, зачехленными, по Волге, по ночам, на морских буксирах, перевозили в Каспийск. Потом на филиале завода их собирали и доводили до готовности. Дальше проводились опытные испытания, опытные стрельбы и опытные полеты, опытная выброска морского десанта или боевой техники. Далее военно-морской флот (ВМФ) СССР планировал закупить 120 А-90, но после смерти министра обороны СССР Д.Устинова строительство серии было свернуто.

Выявилась масса недостатков подхода, когда летательный аппарат строили судостроители. У летчиков на Орленке вместо ЗШ были танковые шлемофоны, вместо самолетного переговорного устройства (СПУ) было было танковое переговорное устройство (ТПУ). В полете первоначально могли говорить между собой только два человека – по умолчанию только командир корабля (КК) и штурман. Позднее, путем сложных сложных переключений аппаратуры связи, которые нужно было проводить и в полете, КК также смог говорить и с другими членами экипажа. А-90 летали как самолеты, но только на высоте 1-10 метров, согласно летной инструкции, и на скоростях до 385 км/ч., так как казанские двигатели после 5-8 кратного ремонта больше не тянули.

Это было начало советской гонки за лидерство в области экранопланов. Дальше будет продолжение об их дальнейшей судьбе и недостатках этих чудовищных аппаратов.

6 коментар до “Каспийский монстр, часть 1 (1945-1972)”
  1. Я впервые услышал про эти аппараты. И первое, что меня поразило – это развиваемая ими скорость. На скорости 400-500 км/ч можно двигаться только над пустынными участками земли и над водной поверхностью. Т.е., эти аппараты были изначально предназначены для переброски чего-то очень тяжелого (грузов и большого числа людей) на какие-то большие расстояния?

    1. Доброго Тезка.
      Дивно про ці проекти я читав ще у 1980 році .
      Мене цікавиви екраноплани та суда на повітряній подушці.
      Зараз більше торпеди та підводні човни.

      З повагою Ігор.

    2. Да. Если отбросить советско-российскую дезинформацию и пропагандистскую шелуху – эти аппараты нужны для быстрой переброски и десанта целых батальонов и ракетного прикрытия этого десанта.
      Как вы уже, наверное, поняли из заключительной части – эти аппараты РФ планирует использовать для десантов в Черном море (Украина Турция, Греция, Болгария, Балканы) захвата Ближнего Востока и Африки.

    1. Дякую вам за відгук.
      Так, я подивився у оцифровані підшивки – дійсно, було таке.
      На жаль, у “Техніці – молоді” тоді не згадували, що це зброя, яка була потрібна для окупації та геноциду Ірану, країн Близького Сходу та Африки.

Коментарі закриті.