Если кого-то спросить о том, кто сегодня является крупнейшими и даже основными потребителями российской нефти, то наверняка каждый скажет о том, что это Индия и Китай, а более внимательные наблюдатели отметят еще и Турцию, но вряд ли кто-то назовет четвертого крупнейшего потребителя вражеской нефти. Как это ни удивительно, но на почетном, четвертом месте находится Болгария. В отличии от первой тройки, которая явно и безусловно воспользовалась ситуацией и решила содрать шкуру еще не убитого медведя, то с Болгарией дело обстоит несколько иначе.

За время правления прокоммунистических правительств, энергетический сектор экономики плотно попал под российские структуры. Собственно говоря, акцент на совковые правительства мог быть излишним, поскольку в той же Австрии, Германии или Венгрии, все выглядело примерно таким же образом, но что касается нефтянки, Болгария обогнала всех. Под управление российского концерна Лукойл перешел крупнейший нефтеперерабатывающий завод «Нефтехим» в Бургасе и понятно, что он работал и работает сейчас, исключительно на российской нефти. 

Кроме того, Лукойл имеет крупнейшую в Болгарии сеть автомобильных заправок и в общем, путинская стратегия, которая предусматривала добраться до конечного потребителя нефти и газа в странах ЕС, тут была реализована полностью. Вставляя пистолет в топливный бак, водитель платил непосредственно Лукойлу. По сути, то, что произошло в Болгарии, примерно соответствует тому, что можно наблюдать в самой россии. От нефтяной скважины где-то под Нижневартовском, до топливного бака болгарского автомобиля, продукция шла исключительно по рессийским каналам, а в Болгарии оставались только налоги и сборы и скорее всего – взятки чиновникам. Основная же масса прибыли уходила в россию.

И вот по состоянию на текущий момент, деятельность Бургасского «Нефтехима» покрывает свыше 80% потребления бензина и дизельного топлива и 10% ВВП Болгарии. Понятно, что никто не предполагал, что это положение вещей прийдется менять, но когда этот вопрос встал в полный рост, то пришлось разрабатывать планы избавления от практически тотальной зависимости от российских структур, в области нефтянки. Поэтому ЕС предоставил Болгарию отсрочку по вступлению в действие санкций относительно закупок российской нефти, до конца следующего года. То есть, прямо сейчас россия вполне легально поставляет нефть на Бургасский НПЗ. А по данным аналитического агентства Kpler, это свыше 3 миллионов баррелей сырой нефти в месяц.

Тут надо учитывать еще один момент, который сразу переходит в область политики. Бургасский Нефтехим и нефтеналивной терминал в Росенце, который принимает нефть для него, дает свыше 5 тыс рабочих мест и не учитывать этот факт просто невозможно. Для относительно небольшой страны, одновременная потеря такого объема занятости однозначно сыграет против той политической силы, которая отважится принять подобное решение. Тем более, что Лукойл активно сотрудничает с довольно жирной и мохнатой, пророссийской прессой Болгарии, которая скорее всего, находится на «подсосе» у Лукойла и та отрабатывает свой номер ответственно и настойчиво. Целые табуны «экспертов» рассказывают о полном коллапсе потребительского рынка Болгарии, а тем более – энергетического сектора экономики, если прекратить закупки российской нефти и подвинуть Лукойл, с его местного пьедестала.

(Окончание следует)