Сегодня исполнилось 75 лет со дня, когда офицеры Вермахта совершили неудачное покушение на Гитлера, и в связи с этим, была вскрыта большая группа заговорщиков, в которую, между прочим, входил и любимчик Гитлера Роммель. Он стал одним из немногих заговорщиков, кому было предоставлено право самостоятельно уйти из жизни. Остальные были схвачены и почти без особой раскачки – казнены.
Сейчас уже можно с большой долей вероятности говорить о том, что масштаб заговора был намного шире и распространялся за пределы армии. Об этом говорит тот факт, что Гестапо молниеносно вскрыло сеть заговорщиков, состоящую из 200 военных и очень быстро пустило их в расход.
Но как мы помним, покушение было не в виде открытой акции, а имело форму теракта. Такие преступления в принципе не раскрываются быстро, а уж тем более – не засыпается такая огромная сеть заговора. Такое могло произойти только в том случае, если Гестапо было уже в курсе этого мероприятия и стояло над схваткой.
Если бы Гитлер был уничтожен, и власть перешла в другие руки, Гестапо и не суетилось бы с расследованием. Помёр Никодим, да и Бог с ним. А вот после того, как стало известно о том, что Гитлер жив и почти невредим, Гестапо реализовало свою оперативную информацию и почти моментально накрыло всю сеть, очень тщательно обрубив концы нитей, ведущих дальше, чем того требовала ситуация.
Чтобы понять, почему возник именно такой расклад, стоит вернуться на 11 лет назад, к моменту, когда Гитлер, в рамках существующей демократической процедуры, фактически узурпировал власть В этот момент он совместил пост канцлера и президента Германии, получив диктаторские полномочия. Как это произошло и кто это срежиссировал, мы писали не раз, и здесь – не станем повторяться. Но по факту, Гитлер оказался безусловным лидером, которому надо было как-то выстроить отношения с армией.
На самом деле, отношения фюрера с армией не были простыми. Военные скептически относились к тому, чтобы фактическим главнокомандующим был человек из низших военных чинов. Попытки найти общий язык с военными были не слишком удачными, но Гитлеру снова помогли люди из старой военной элиты, и тогда был найден компромисс.
Военные поставили Гитлеру условие, которое должно было иметь практический результат и показало бы то, что Гитлер достоин стяжать верховную власть и может ею распорядиться самым непосредственным образом.
Дело в том, что к 1933 году штурмовики СА достали уже всех. Они стояли у истоков боевого крыла НСДАП и были с Гитлером на ты, что никак не вписывалось в привычную немцам иерархию субординации. Штурмовики были сами по себе и могли выполнять или не выполнять приказы Гитлера, поскольку считали его ровней, несмотря на его кардинально изменившийся статус.
В общем, они постепенно превратились в хорошо организованную и самодостаточную структуру беспредельщиков. Их действия уже вносили существенное напряжение в общество, а военные воспринимали СА в штыки. В общем, Гитлеру было поставлено условие решительно и быстро покончить с СА. Между прочим, это означало физическое уничтожение его верхушки.
Гитлеру надо было пройти этот тест для того, чтобы военные увидели его решимость и отсутствие страха перед кровопролитием, причем – кровь там была его соратников.
Как известно, Гитлер выдержал это испытание и верная лично ему СС – вырезала СА в «Ночь длинных ножей». Вернее – уничтожила ее верхушку и разгромила внутреннюю структуру. Только после этого военные благосклонно отнеслись к тому, чтобы Гитлер стал фюрером.
Тем не менее, военные не приняли Гитлера полностью, и в дальнейшем была масса моментов, когда те становились на дыбы и приходилось их уговаривать. Но с началом Второй Мировой войны, когда без особых усилий удалось захватить почти всю континентальную Европу, авторитет Гитлера у военных безусловно вырос до небывалых высот, но потом, когда начались проблемы и поражения – так же быстро и схлынул.
Причиной того самого покушения было четкое осознание военными проигрыша в войне. К лету 1944 года уже было понятно, что ни победить, ни стабилизировать ситуацию на фронтах уже не получится, и дальнейшее ведение войны приведет к тотальному истощению уже всех ресурсов Германии и приведет ее к полному краху.
Это было видно как из соотношения сил, так и из наличия ресурсов. Именно в это время Гитлер все больше стал напирать на чудо-оружие, которое переломит ход войны. Эти заявлении возникли не на ровном месте, а потому, что военные уже предоставили фюреру выкладки, которые показывали примерное время, оставшееся до краха, и главное – неотвратимость этого исхода войны. Просто посылать куда подальше своих военных мог Сталин, но не Гитлер. Отсюда и уверение в том, что скоро будет задействовано невиданной силы оружие.
(окончание следует)
Мій переклад українською: https://svitoch.in.ua/1638-zamakh-na-hitlera-istoriya-i-suchasnist.html