Практически незаметной стала важная составляющая пакета санкций, введенных США против федерации, касающаяся запрета практически на любое взаимодействие с последней в области IT-технологий. Наверное, этот аспект санкций остался без внимания, потому что суть и глубину их последствий могут адекватно оценить люди технических специальностей, а не такие гуманитарии, как я, например. Но тем не менее, по роду своей деятельности, приходилось заниматься последствиями проблем, как раз и вызванными различными техническими сбоями. Причем, даже в чисто рабочей и не экстремальной ситуации, такие сбои могли стоить больших денег, а потому – приходилось погружаться в тему, заказывать экспертизы и вчитываться в те заключения, которые дали именно настоящие эксперты, а не та шушера, которая себя называет таковыми.

Поэтому, на указанную выше часть санкций имею свой, чисто дилетантский взгляд, но думаю, что этот кусок напрасно оставили без внимания. Дело в том, что любое современное производство, а тем более – производство новых систем вооружений, требует использования целого комплекса станков, приборов и всего остального, что объединяется каким-то программным комплексом, очень специфического свойства. То есть, от проектирования изделия до выдачи на исполняющие устройства соответствующих команд, все происходит под контролем программного комплекса. Его же средствами фиксируются и любые отклонения от заданных параметров. И чем сложнее конечное изделие, тем большее значение имеет надежность этого программного обеспечения.

Конечно же, речь не идет о полностью роботизированных цехах или заводах, но тем не менее, этот кусок технологического процесса переложили на ответственность ПО. И тут важен момент, который понимают технари, а остальные могут этого нюанса и не уловить. Дело в том, что однотипные изделия должны иметь полностью идентичные параметры, что как раз обеспечивает и контролирует аппаратно-программный комплекс. И если вы закупили импортное оборудование, то его производитель будет заботиться о том, чтобы оборудование выдавала точные результаты, воплощенные в изделия. 

А это значит, будет что-то совершенствовать не только в случае применения каких-то новых узлов и агрегатов, но тогда, когда в процессе эксплуатации могут быть обнаружены какие-то недостатки или ошибки. Производитель будет делать соответствующие апгрейды с тем, чтобы их оборудование не привело к разбросу параметров однотипных изделий. Это – нормальное и обязательное явление позволяет выпускать качественные конечные изделия. И вот именно это сейчас Штаты обрезали.

Да, инерция будет сохраняться и если что-то удаленно не будет обрублено, то система замрет на одном уровне и уже не сможет поддерживать себя в том состоянии, которое позволит получать гарантированные результаты. И тут можно сказать о том, что всегда можно стырить нужную прошивку где-то в другой стране, где работает однотипное оборудование, а дядя Вася допилит все остальное и будет прав. Но тут есть важный нюанс. В таком случае, производитель уже не дает гарантий и не несет ответственности за то, как оно там будет работать и если результаты начнут «гулять», то уже проблемы придется решать на месте, без профильных специалистов и главное – без гарантии качества от производителя.

В итоге, северокорейские снаряды и ракеты таки стреляют и летят, но однотипные боеприпасы не показывают одних и тех же характеристик полета именно потому, что там провалены целые звенья технологий, что отражается даже не на качестве изделия, а на повторяемости его параметров и возможностей. А когда речь заходит об особенно сложных изделиях, все указанное выше имеет еще большее значение и после введения этих санкций, внутри их военно-промышленного комплекса, безусловно встанет вопрос перераспределения ответственности, поскольку низовые специалисты однозначно заявят наверх о том, что теперь они не могут гарантировать нужного качества того, что производится на данном оборудовании, с использованием программ, не имеющих обновлений. Ведь они понимают, насколько серьезными могут быть последствия работы в таком режиме, а брать на свою холку ответственность там точно не будут.

Соответсвенно такое положение дел будет озвучено и более высоким инстанциям, а в итоге все выльется в то, что мол, вы конечно, можете выделить миллиарды на производство конкретного изделия, но насколько оно окажется эффективным в итоге – никто не сможет предвидеть. А ведь в оружейных системах надежность и предсказуемость – необходимое условие эксплуатации. Без него можно себе сколько угодно рассказывать о том, что С-400 сбивает все или РЭБ Зоопарк глушит любое, а по факту и то, и другое – в хламину. Непотопляемые корабли – тонут, несбиваемые самолеты – падают. А все потому, что где-то в технологической цепочке оказалась дыра. И вот эти санкции сделают из обычной дыры – дырищу. Да, эта мера не сработает мгновенно и тем не менее, она будет действовать изнутри, в самом центре их военки. Как отдельная мера воздействия, она безусловно недостаточна, но как фактор, понижающий устойчивость всей военной системы противника – безусловно.

12 коментар до ““Скучный” аспект санкций”
    1. Ну да, оно то канеш так, если быть уверенным, что пиратскую Винду используют только в Рашке) А если серьёзно, то там во всех мало-мальски серьезных конторах она давно лицензионная…
      А так – да, это один из “тысячи порезов”. Уровень станков и их ПО, превышает общую культуру производства и проектирования в разы, чтоб не на порядки. О чем говорить, если даже свои “передовые” подлодки они до сих делают на трофейных немецких станках? Ложка мёда не улучшает бочку с Г, равно как и ее отсутствие не сильно ухудшает.

    2. Windows то таке, вітрина чи платформа, на якій знаходиться саме цінне, власне прикладні програми, CADи та інше, які є дорогими. Навіть офіс і то мало в яких державних конторах ліцензійний, скоріше у всіх неліцензійний. Якщо локальні програми здатні написати талановиті студенти-бакалаври, то система в цілому повинна підтримуватись досвідченими розробниками програмного забезпечення. А тут вже необхідно писати драйвера для керування зовнішніми пристроями, та багато чого. І достатньо якоїсь “дрібниці” – і все стоїть чи виходить з ладу. І тут Автор правий, перебачити і зрозуміти, що сталось, можуть спеціалісти, командний метод “стій-вперед” не спрацює.

  1. Всё не так мрачно для России. Есть станки, изготавливающие изделие, например болт с шайбой и гайкой. Есть станки, делающие только что упомянутые станки. Ну и перед всем этим есть ковш экскаватора с сырьём. И в XIX веке эта система работала и болты с гайками были один в один. Нужны хорошо оплачиваемые профессионалы, культура технологии. Тогда и на необитаемом острове можно развернуть производство. 🙂
    Программное обеспечение промышленного оборудования достаточно качественно и может работать десятилетиями. Самое интересное, что в Китае есть уже свои такие системы и электронная аппаратная часть тоже. Да, немного хуже, да новизны соответствующей Западу, похоже не будет. Но вряд ли для массовой войны это существенно. Что, разве Китай не поможет России? Другое дело, что люди в России своеобразные на всю голову, ну так и в Украине технический специалист это никто.

  2. Позволю себе добавить несколько слов к этой теме. Работаю на западе, являюсь экспертом в области технологий. Ответственно заявляю следующее: без так называемой “технической поддержки” ни одно производство изделий сложнее болта с гайкой не сможет долгое время стабильно работать и выдавать изделия требуемой (необходимой и достаточной) степени точности. Почему? Каждый станок с ЧПУ имеет свой “язык”. На компе устанавливается наш (весьма специфический и сложный!) софт, в котором можно программировать траектории движения рабочих инструментов: фрез, свёрел и т. п. Эта программа не заработает на станке. Для того, чтобы она заставила станок работать, нужно чтобы “постпроцессор” перевёл её с языка программы с компа на язык, который понимает станок. Постпроцессор это “переводчик” с языка программы на язык станка. Этот процесс “перевода” является так называемым “бутылочным горлом” или “узким местом” любой технологии обработки металла резанием на станке с ЧПУ. Так вот, если некая фирма из рашки:
    1. не получает обновлений нашего софта
    2. не получает техподдержки по использованию нашего же “постпроцессора”
    3. не знает тонкостей “узких мест” технологии работы “постпроцессора”
    4. не знает “условий сочетаемости” пунктов 1, 2 и 3 (а это знаем только мы, разработчики из-за границы)
    5. не имеет возможности обратиться за техподдержкой к фирме-изготовителю станка (тоже заграница)
    то в этом случе (даже если всё выше перечисленное обслуживают на месте т. е. в рашке гениальные люди, а это ОТНЮДЬ не так!!!) то даже в этом случае некая фирма в рашке сможет в лучшем случе лишь продолжать впускать то, что уже поставлено “на поток”.
    А теперь внимание:
    Предположим на компе произошол технический сбой и виндоус надо “накатывать по новой”. Если даже они “накатят” ранее сохранённый “образ”, то наша технология не будет работать как надо: для этого нужна техподдержка, а её (по условию задачи) НЕТ.
    И ещо маленькая, но решающая деталь: я (лично я) имея доступ в “базу данных” могу отключить некоторые опции, которые на прямую зависят от наличия “техподдержки”: т. е. если она есть, клиент пользуется библиотекой НАШИХ опций. Если “техподдержки” нет, то это наша добрая воля, позволить клиенту пользоваться “библиотекой” наших опций или нет. С её использованием программирование на нашем софте делается удобным и приятным (как серво на руле, кондиционер, круиз контроль или коробка автомат) а без неё наш софт превращается в жигули в худшем смысле этого слова.
    Так вот: всем фирмам из рашки я (да, лично я) ещё до официального введениай санкций в 2022 году отрубил все опции, которые я только мог отрубить без риска потерять работу. Я надеюсь, каждый порядочный человек (а таких больше, чем вы думаете) сделал тоже самое. Карфаген должен быть разрушен. И он будет разрушен (это уже от себя).
    Занавес.

  3. Эффект от санкций прочувствуют лишь те кто пользуется ПО с продлеваемой лицензией. Это когда каждый год, условно, нужно покупать новую лицензию. В противном случае ПО перестает работать. Это не про винду и фотошоп, а про более навороченные САПР и некоторые измерительные комплексы. Да, что-либо новое могут не наклепать, а то что пошло в продакшн – не остановится.

    Касаемо ЧПУ станочного парка, то часть европейских производителей еще в 2022г приостановили техподдержку, а в некоторых случаях могли заблокировать станки полностью. НО, станки это достаточно примитивная, хоть и очень точная в физическом плане техника. Поставить новые платы от условного китайского Сунь-Вынь-Уй, потрахаться пару месяцев с адаптацией новой платы и все заработает без потери функционала. Многие из станков вообще не требуют каких-либо обновлений ПО и трудятся по 15-20-30 лет с периодическими плановыми ремонтами и заменой изношенных узлов. Поводов для оптимизма – 0%.

  4. Kоммюнике саммита мира в Швейцарии.
    ▪️Все военнопленные должны быть освобождены путем обмена «всех на всех».
    ▪️В Украину должны быть возвращены все незаконно задержанные гражданские лица, а также незаконно перемещенные украинские дети.
    ▪️Запорожская АЭС должна работать под контролем Украины и МАГАТЭ, а использование ядерного оружия недопустимо.
    ▪️Украине необходимо обеспечить доступ к морским портам Черного и Азовского морей.
    ▪️Продовольственную безопасность нельзя использовать как оружие.
    ▪️Украинская сельскохозяйственная продукция должна безопасно и свободно поставляться третьим странам.
    ▪️Все страны должны подтвердить приверженность территориальной целостности и суверенитету всех государств в пределах международно признанных границ, – опубликовано в Reuters

    Итоговое коммюнике Саммита мира в Бюргенштоке поддержали 80 стран и 4 организации
    Воздержались от подписи ОАЭ, Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Мексика, Индонезия, ЮАР и Таиланд.
    Ватикан итоговое коммюнике подписывать не стал.

  5. На самом деле эта санкция самая сильная за все время…
    Если они выполнят обещание и она заработает.
    Поясню.
    Забыли про винду и микрософт. Это херня.
    Есть программы, где невозможен пиратский софт, или его можно заблокировать.
    1. Строительство. КАД и Акробат.
    Все проектирование на них, если они перестанут работать. Остановится все. И откатиться не в 90-е… в 60-е.
    2. Медицина.
    Любой сложный прибор работает со своим софтом, который легко заблокировать.
    Врачи смогут использовать градусники и засовывать свои руки в…
    Правда всякие зубосверлильные устройства работать будут.
    3. И это самое интересное.
    СКАДА. Управление технологическими процессами. ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ современные устройства, работают под программным обеспечением, настроенным под это конкретное производство. Если софт перестанет работать наступит быстрый и окончательный пиз….
    Даже такие простые объекты, как АЗС, работающие под софтом, который должен быть местным (измерительные приборы, входящие в реестр и полностью контролируемые государством), испытают НЕКОТОРЫЕ трудности. Ибо в своих программах они обязательно используют вставки модулей нормальных западных компаний.

  6. Выкрутится конечно можно но развития не будет. Вон совок программируемые калькуляторы начал выпускать ровно в то время когда на Западе на ПК уже в дум играли.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *