21 октября 1967 года эсминец ВМФ Израиля «Эйлат» находился в патрульной миссии недалеко от египетского порта Порт-Саид. После того, как он был обнаружен, информация была передана по команде вплоть до президента Гамаля Абдель Насера и он отдал приказ об атаке.
Атака была осуществлена силами двух ракетных катеров, стоящих в акватории порта. Первый катер отстрелялся ракетами «Термит», и несмотря на то, что на «Эйлате» обнаружили ракетную атаку и начали маневр уклонения, обе они достигли цели, вызвав серьезные повреждения корабля. Похоже на то, что египтяне ожидали подхода других израильских кораблей, но не обнаружив их в течение часа, был произведен запуск еще двух ракет по уже обездвиженному и борющемуся за жизнь эсминцу. Следующее попадание стало фатальным, и после него «Эйлат» затонул. 47 из 199 членов экипажа погибли, а почти все остальные – ранены. Израиль не оставил эту атаку без ответа и сравняли счет, нанеся авиаудары по стратегическим объектам египетской инфраструктуры.
Тем не менее, это был первый случай гибели боевого корабля после ракетной атаки, произведенной со сравнительно небольших катеров. С тех пор эффективность противокорабельных ракет уже не вызывала сомнений и практически все страны, имеющие более или менее крупный ВМФ, приступили к разработкам собственных ПКР или выстраиваться в очередь к тем, кто умел их строить.
Одной из самых удачных ракет этого класса стала французская ПКР «Exocet». Ее как раз и начали разрабатывать после инцидента с «Эйлатом», в том же самом году. В итоге, она стала производиться в разных вариантах базирования, для надводных и подводных кораблей, самолетов и для батарей береговой артиллерии. Поскольку французы почти сразу стали продавать ее за рубеж, то она оказалась на вооружении армий более чем двух десятков стран.
Именно эти ракеты нанесли наибольший ущерб королевскому флоту Великобритании, во время Фолклендской войны.
В США основной ракетой, одноклассницей французской «Летучей рыбы», стала ПКР «Гарпун», которая в разных модификациях дожила до сего дня. Но на сегодня она уже явно устарела и требует замены. Кроме того, вопрос о новой противокорабельной ракете обострил Корпус Морской Пехоты США. Сейчас они разрабатывают новую концепцию морских десантных операций и как уже понятно, курс взят на максимальную независимость от ВМФ.
В самом деле, уже прямо сейчас отрабатывается тактика применения самолетов с вертикальным взлетом F-35В, которые довольно комфортно базируясь на больших десантных кораблях, превращают их в легкие авианосцы, что расширяет возможности Корпуса. Но в виду того, что постепенно повышается градус противостояние с ВМФ Китая, который становится все более многочисленным и оснащенным, встал вопрос об оснащении части кораблей, находящихся в распоряжении Корпуса, противокорабельными ракетами.
И вот именно этот запрос прояснил ситуацию с Гарпунами. Они морально устарели и требуют замены на что-то новое. Исходя из того опыта, который демонстрируют Китай и РФ, новации строятся на увеличении скорости ракет. Это влечет за собой определенные проблемы, в плане легкости их обнаружения, но такие системы вооружений работают по принципу «грубой силы», и в принципе не требуют каких-то особых изысков, в этом плане. Примерно так работают российские ракеты семейства «Оникс» и китайские же специалисты и вовсе разработали противокорабельню баллистическую ракету Дунфэн-21. До этого пока еще никто не додумался, но китайцев это не смущает. Они гордятся своим двухступенчатым монстром.
(Окончание следует)