После вчерашнего, успешного запуска ракеты Falcon 9, которая грузовой Дракон на орбиту к МКС, внимание снова перемещается в Бока-Чика, где происходят основные события, которые должны толкнуть космическую отрасль к новым, невиданным еще рубежам. За это время стало известно о том, что следующий, за №20 Starship получит несколько другое конструктивное исполнение, как минимум в размерах, форме и месте размещения аэродинамических «плавников» в носовой части корабля. Также стало известно о том, что парк топливных емкостей, формируемый у стартовых площадок, проходит криогенные испытания, поскольку именно из этих емкостей топливо и окислитель будут закачиваться в танки корабля Starship и ускорителя Super Heavy.
С учетом же того, что это будет крупнейший, реально летающий космический комплекс в мире, то одна заправка будет иметь гигантскую массу в тысячи тонн. Поскольку даже хранилища нефти, такого объема, и то уже требуют определенных решений, которые обеспечивают безопасность хранилища, емкости для сжиженного метана и кислорода, безусловно требуют куда больших усилий для того, чтобы все работало не просто быстро и эффективно, но и безопасно.
Но если с хранилищем топлива, ракетой и ускорителем, все примерно понятно, то вот со стартовым комплексом не все ясно даже сейчас. Дело в том, что для старта, а главное, для посадки сверхтяжелой ракеты, будет использоваться совершенно необычный и ранее никогда никем не применявшийся способ, то и сама конструкция этого комплекса – тоже выглядит весьма необычно. А с учетом того, как быстро может измениться концепция или информация, которая подается на публику, именно этот элемент всего большого комплекса оборудования, призванного обеспечить старт и посадку нового корабля и ускорителя, вызывает особый интерес. Графически это выглядит примерно так.
Уже несколько недель назад была собрана конструкция стартовой башни, чья высота составляет 145 метров, но несмотря на ее ее внушительные размеры, самое важное начинает монтироваться столько сейчас. Как говорит сам Илон Маск, на ней будет смонтировано устройство которое сейчас имеет рабочее название «Мехазилла». Оно будет состоять из трех огромных рычагов, которые призваны обеспечить монтаж корабля на ускоритель и удерживание ракеты перед стартом.
По всем описаниям, которые были опубликованы до этого дня, «Мехазилла» будет использоваться и при посадке, сначала ускорителя, а потом и корабля. Как это будет выглядеть в натуре – пока сложно понять, поскольку даже анимация не дает вполне четкого представления об этом процессе. Тем не менее, рядом с площадкой идет активный монтаж металлоконструкций и вчера был установлен первый рычаг из трех, которые и должны составить это устройство.
Насколько можно понять, оно будет перемещаться вверх и вниз, а также поворачиваться вокруг вертикальной оси. С одной стороны все это выглядит как отчаянная фантастика, но с другой, на посадочных морских платформах уже достаточно давно работает система захватов севшей ракеты, под названием «Октограбер» и в общем, никого это не смущает и даже внимания никто на это не обращает. А ведь вчера, когда был принять очередной ускоритель на новейшую роботизированную платформу, новейшая итерация Октограббера приняла и закрепила ракету вообще без малейшего участия человека. Кстати, сама платформа теперь самоходная и не нуждается в буксировке.
Так что Мехазилла – устройство, однозначно вписывающееся в стиль SpaceX, а потому, следует просто подождать и увидеть, как оно работает. Ведь в то, что ускорители будут сами возвращаться на Землю и мягко садиться, всего несколько лет назад – тоже никто не верил, а теперь это уже стало рутиной.
Какое ж оно все огромное и тяжеленное… И люди обращают внимание только на зрелищные моменты пусков, а труд инженеров, делающих это чудо, остается за кадром. Уму непостижимо что с высоты сотен километров можно приземлить огромный корабль с точностью до метра, а может и точнее даже, чтобы эти лапы надежно подхватили. Зато когда начнет летать, то “Старлинк” разовьется до лучшего в мире Интернета очень быстро.
Взагалі неймовірну точність приземлення при значних відстанях і швидкостях демонструє будь-який птах. Природа давно вже вирішила цю задачу. Я не знаю випадку, коли б досить масивний орел промахнувся повз гілляку і “пішов на друге коло”. Звичайно, в перерахунку на масу корабля і неможливість піти “на друге коло” завдання перед проектувальниками стоїть складне. А ще на ранніх стадіях комп’ютеризації була така символьна гра – “посадка на Марс”, чи щось таке. Там треба було з певною періодичністю вводити два числа – витрата пального і час роботи двигуна – щоб в точці приземлення забезпечити прийнятну швидкість контакту. Кількість пального, як і в житті, була обмежена. Звичайно, на початковому етапі ми всі той віртуальний корабель регулярно били, але потім – насобачилися. З того часу і комп’ютери інші, і матмоделювання зробило величезний крок. То ж скоро космічні кораблі будуть сідати з безпомилковістю птаха…
Правильна назва – “Посадка на Місяць”. Досить складна гра була.
Особливо вердикт при катастрофі – “Діаметр кратера від вашої ракети … метрів”
Так, вона була на програмованих мікрокалькуляторах (МК-61, МК-52). Ох і крутезна гра! Розвивала уяву аж ну!
Если представить себе сколько инноваций уже внедрено и сколько их на подходе, то это пример величайшего технологического рывка человечества за последнее столетие
точная и безошибочная работа мега-механизмов с такими массами … когда цена шкалы – миллиметры ну это вне моего понимания. сотни тонн массы и перемещение с погрешностью в миллиметры в интервале времени – секунды или меньше! даже сообразить в принципе не получается.
А мне, честно говоря, понимающему, как и чем это можно обеспечить, завидно инженерству, которое это все придумало, продумало и реализовало именно так, как это следовало делать.
С трудом забываются совковые времена, когда …. впрочем, коллеги-конструкторы из тех времен поймут.
Бессмертна мысль: “Глупо приглашать специалиста и рассказывать ему, что нужно делать. Мы нанимаем профессионалов, чтобы они рассказывали, что делать нам.”
Исповедующие именно такой подход к любому делу, всегда будут впереди.