Роботизированная платформа Just Read The Instructions (JRTI), которую SpaceX перебрасывает на Западное побережье, прошла Панамский канал 25 июня и сейчас движется к месту своего нового базирования в Лонг-Бич, Калифорния. Это – платформа-ветеран, которая уже приняла более 40 ускорителей, которые запускались на Востоке, с авиабазы Мыс Канаверал и вот теперь, примерно 6 июля, будет готова делать то же самое, обеспечивая посадку ускорителей, которые будут запускаться с авиабазы Ванденберг (VAFB).
Как известно, до последнего времени, именно отсюда запускалась на орбиту Земли любая полезная нагрузка, с полярной ориентацией собственной орбиты. Это обусловлено тем, что после старта ракета уходит на юг, а южнее Флориды – Куба. С учетом отношений между США и Кубой, такие старты были невозможны. А если пуски происходят со стартового комплекса в Калифорнии, то ракета идет над нейтральными водами океана и никаких проблем не возникает.
Когда речь шла об одноразовых ракетах, то вдоль траектории движения, в океан падали отработанные части ракеты и это – не несло в себе никакой опасности. Теперь же, когда SpaceX возвращает свои первые ступени ракет, в море должна находиться вот такая платформа, которая обеспечивает посадку ускорителя. Понятно, что и в этом случае, полярный запуск лучше выполнять з Западного побережья. Хотя и с Кубой уже достигнуто соглашение о возможности пролета ракет над ее территорией, все же это – головная боль, поскольку в Гаване могут передумать и вся программа встанет под вопрос.
Теперь же вопрос о выводе полярных спутников стал абсолютно актуальным и как известно из открытых источников, SpaceX надо вывести несколько сотен спутников полярной ориентации, чтобы создаваемая орбитальная группировка, смогла выдавать как глобальный охват связью, так и полную устойчивость системы.
На данный момент, после 28-й миссии вывода на орбиту спутников Starlink, SpaceX перешагнула рубеж в 1600 спутников и технический минимум 1584, который дает возможность начать коммерческую эксплуатацию системы, в глобальном плане. Еще не все из этих спутников заняли свои орбиты, но это уже вопрос нескольких недель. Таким образом будет закончено формирование первой оболочки системы. Две оболочки, с несколько разными орбитами вращения, уже дают возможность 99% покрытия поверхности Земли, с просадкой связи в полярных областях. Это – 3200 спутников а увязка двух оболочек будет полностью закончена после вывода на орбиту 4400 спутников, что уже не выглядит удивительным.
Но только после запуска группы полярных спутников, система замкнется окончательно. Полярные спутники будет несколько отличаться от остальных, поскольку дополнительно к обычному набору интерфейсов связи, они оборудуются еще и лазерными каналами, для связи между собой. Таким образом, он будут играть роль хабов, которые смогут быстро замыкать разные слои спутниковой системы, перебрасывая огромные объемы информации, по кратчайшей траектории. Это будет способствовать к улучшению показателей задержки связи. Ну а кроме того, эти спутники обеспечат быструю и качественную связь морским и воздушным судам.
В общем, Илон Маск говорит о том, что Starlink находится в шести неделях от первичного глобального покрытия, что и должно стать началом коммерческой эксплуатации системы. Понятно, что в таком случае, конфигурация орбитальной группировки уже обязана иметь хоть часть полярных спутников. До конца года планируется провести 10-12 полярных запусков причем, как из Флориды, так и из Калифорнии.
Но на Западное побережье будет возложена основная нагрузка, поэтому туда и переброшена посадочная платформа. Причем, она туда идет не своим ходом, а доставляется специальным судном, которое имеет большую скорость хода и меньше ограничений при прохождении каналов. Таким образом у компании будет целых три не дели для того, чтобы еще в июле начать эти запуски.
50 лет Илону нашему, Маску!
хороший канал его поздравил)
https://www.youtube.com/watch?v=MmGSX5Dh1bI
Мы редко задумываемся над тем, что SpaceX это не просто новые ракеты и новые технологии, это еще и огромная компания совершенно нового типа, каких до нее просто не существовало. Компания, имеющая колоссальные проектный и производственный сектора, способная создавать не только космические корабли, но и всю оснастку для их обслуживания и запуска. По масштабу ее уже можно сравнить лишь с НАСА. Но, НАСА – это колоссальный монстр, гирей висящий на госбюджете США и от него полностью зависимый. А SpaceX – частная компания, принимающая самостоятельные решения, на которые влияют не политики из Вашингтона, а совет директоров, кровно заинтересованный в устойчивом развитии компании.
Все видят за вывеской SpaceX гигантскую фигуру Маска. Да, безусловно, это его детище, управление которым он осуществляет, как и еще около десятка компаний, тоже основанных им. Но, при этом, незаслуженно мало вспоминают имя Гвинн Шотвелл – выдающегося инженера и менеджера, стоявшей у истоков SpaceX, которой компания обязана большинством своих революционных решений. Все эти рабочие графики, безумные схемы логистики, контроль качества, миллиардные контракты – это она. Она не очень публичный человек, но без нее всего этого могло бы и не быть