На завтра запланирован тот самый полет прототипа Starship SN8, о котором уже два месяца идут плотные разговоры. С учетом того, что это – прыжок в неизвестное, то не стоит удивляться, если по какой-то причине мероприятие будет перенесено. Что характерно, сам Илон Маск говорит о том, что вероятность полной удачи при этом испытании не превышает 33% и ожидает, что на том или ином этапе теста произойдет авария.
Это – довольно необычное заявление, особенно для тех, кто имеет за спиной постсовковую методику разработки новых изделий. Между прочим, и НАСА придерживается другой методики разработки новой техники. В ее основе лежит моделирование буквально всех вероятных сбоев и отказов, способных привести к аварии, с превентивным их предотвращения.
В конце концов этот подход выдает очень высокий процент безаварийных испытаний и возможно, его надо брать за основу. Но побочным эффектом такой системы создания новой техники является ее крайний консерватизм и очень низкий темп движения в область совершенно нового. Как результат, все «новые» образцы космической техники по сути являют собой что-то старое, но хорошо допиленное и снабженное новыми включениями узлов и агрегатов.
А вот SpaceX действует совсем в другом ключе. Там понимают, что с проектом Starship они выходят на путь, по которому вообще никто не ходил и даже не планирует идти. Поэтому, можно протаптывать свою тропинку маленькими шажками, а можно работать на прорыв, проскакивая целые десятилетия экстенсивного и осторожного развития.
В противном случае, можно получить либо тупик, в котором оказалась пилотируемая программа НАСА, либо практически замереть на том уровне, который был достигнут при первом космическом рывке, в далеких 60-х. Ведь и НАСА, и Роскосмос, по сути эксплуатируют все те наработки, которые были получены тогда, в период отчаянной гонки, которая тоже велась рискованно и в режиме прорыва.
Тем более, метод SpaceX оправдан еще и тем, что нынешние технологии позволяют контролировать такое количество параметров работы ракеты, что даже ее авария дает огромный массив информации, который используется в дальнейшем, ускоряя общую программу. То есть, отрицательный результат конкретного испытания является положительным в плане полученного опыта и знаний.
А ведь Маск не шутит, когда говорит о колонизации Марса, а раз так, то времени на раскачку нет и допиливать старую технику до возможностей, необходимых для марсианской программы, у него просто не хватит жизни, как не хватило жизни у тех, кто высадил людей на Луну и думал о том, что вот-вот человек полетит на Марс. А в результате, допиливание технологий с тех пор идет уже 50 лет и проект Артемида еще даже не вернул людей на Луну.
В общем, на завтра готовится большая программа, а тем временем, SpaceX уже полностью собрала следующий прототип и оснастила его как головным обтекателем, так и «плавниками» – аэродинамическими плоскостями. Маск как бы говорит: «Восьмерку завтра мы потеряем и дальше будем двигаться на девятке».
И ведь это еще не все. Starship SN 10 уже готов к установке тех же самых блоков, а Starship SN11 отстает от него всего на неделю-полторы. Кроме того, большие секции корпусов прототипов SN12, SN13, SN14, SN15 и (скорее всего) SN16 уже завершены и все они были замечены в последние несколько недель в Бока-Чика.
В общем, так никто, кроме Маска, не умеет двигаться и никто, кроме Маска, не получает феноменальных результатов. А завтра мы ждем большое шоу.
удачи им, дерзающим! таки я имею шанс увидеть своими глазами в релии первую обитаемую станцию на поверхности луны. мечты сбываются. как это здорово!