За последние два года пришлось почитать на редакционной почте и послушать живьем несколько историй, которые были изложены не для публикации, хоть и с интересными возможностями, но сейчас есть повод вспомнить обо всем этом не в деталях, а как о явлении, задающем новый и неожиданный смысл старому и хорошо избитому выражению. Между прочим, это – не единичный случай и Украина (ее здоровая часть) формирует много новых смыслов к уже вроде бы устоявшимся выражениям. Возможно, когда-то эту тему удастся развернуть более академично, а сейчас – просто беглый обзор.

В первые месяцы широкомасштабного вторжения пришлось пересечься со своими старыми, во всех смыслах, знакомыми, за обсуждением каких-то рабочих моментов, не относящихся к этому рассказу мероприятий. Тогда работало не очень много кафе и мест, где можно было спокойно попить кофе и пообщаться, но все происходило в одном из таких мест в столице. И вот как-то сам собой возник разговор о том, что когда противник стоял под Киевом, несколько пенсионеров, но с особенными навыками и даже регалиями, для себя решили, что раз враг пришел на их порог, то сам нарвался и потому было принято решение устроить небольшую, но душевную войнушку в виде короткого рейда по его тылам.

Такие люди всегда имеют место, которое они поливали маслом и выкопав оттуда нужный инструмент собрались, договорились о деталях операции и тихо пошли. Что характерно, скоро они и тихо вернулись, а вот в тылу противника было громко. Особых подробностей такие люди не рассказывают, но по их словам стало понятно, что все удалось примерно так, как они себе и представляли, а потому мероприятие было повторено еще раз с таким же результатом. Судя по тому, с какими улыбками все это рассказывалось, было видно, что люди действительно были довольны своей работой.

Еще один эпизод примерно такого же характера, но в другом исполнении, был описан в письме от кого-то из коллег. Там тоже речь шла о пенсионерах, которых в шею выпихнули из военкомата, мол дед, иди домой, не до тебя сейчас. Кстати, примерно эту же фразу пришлось услышать и мне лично, но тут речь не об этом. Люди оказались любителями охоты на кабанов и различных свиней и потому – имели соответствующее оборудование для стрельбы на средние и дальние дистанции. С учетом того, что у всех на фронте были родственники, а иногда они командовали какими-то подразделениями, то очень легко договорились о том, что время от времени будут наезжать на передок в виде ветеранской команды по пулевой стрельбе. Что и было осуществлено не раз, а может осуществляется и прямо сейчас.

Тут важно то, что строевая служба действительно имеет свои возрастные ограничения и потому постоянное и регулярное несение службы, большую часть которой занимают мероприятия, не связанные именно с боевой работой, вывозить будет тем сложнее, чем старше человек. От этого никуда не денешься, поскольку природу не обманешь. И в общем, в какой-то момент возраст становится препятствием в том плане, что подразделение рассчитывает на каждого бойца как на надежную единицу, а боец в возрасте 50+ может просто не вывезти того, что на него возложено, и это может привести к трагедии на ровном месте. 

И тут дело не в том, как себя человек держит в форме, а в другом. Это как с автомобилем, который давно прошел срок гарантии производителя. То есть, вроде бы все должно работать, но как оно там будет на самом деле, а тем более – в экстремальной ситуации, уже никто наверняка не знает. А ведь в боевой ситуации должно действовать правило «взял мяч – играй» и в данном случае именно фактор надежности возрастного бойца играет против его использования именно на постоянной основе. А вот описанные выше эпизоды, причем – не сильно завязанные на строевых подразделениях – другое дело. 

(Окончание следует)