Собственно говоря, вот это долгое невмешательство китайских властей в ход всех событий породило предположение о том, что возможно, там собрали самые лучшие умы и старательно разрабатывают какой-то гениальный план, который сможет вытащить экономику Китая из-под падающих остатков мыльного пузыря. В  Сети проскакивали предположения о том, что либо план действий еще не готов, либо он будет запущен в какой-то выверенный момент. Но вот оказалось, что ничего гениального не запущено. Правительство начало действовать, но старыми инструментами и методом «на удержание».

То, что фондовый рынок Китая начал проседать, вряд ли можно назвать окончанием периода «плато», но скорее всего, это указывает на то, что этот момент уже совсем недалеко. На это наталкивает реальность, в которой введенные в дело механизмы сдерживания, все равно не дают хотя бы остановку «просадки». А это говорит о том, что административной мощи правительства Китая уже сейчас недостаточно для того, чтобы обеспечить желанный эффект торможения. 

Пока очень осторожно, но вражеская пресса, которая совсем недавно выкладывала долгие порядки цифр и даже графики момента, когда китайская экономика перегонит американскую, пишет уже совсем другое. Без особых эмоций, но все же нервно, она описывает ситуацию следующим образом:

«Китайские акции завершили торги пятницы в минусе, причем основной шанхайский индекс показал худшую неделю за последние пять лет на фоне признаков панических распродаж и принудительного закрытия некоторых сделок… Рынок ускорил свой нисходящий тренд, несмотря на поддержку от властей»

И вот тут выясняется, что в общем, аналитики ждали явно не таких движений и в общем, они имели на то все основания. Ведь бурный рост экономики Китая был обусловлен не только крайне дешевой рабочей силой, но и фантастически либеральными правилами ведения бизнеса. Именно это имел ввиду Дэн Сяопин, когда заложил новый курс движения Китая, в сторону от того, каким он двигался при Мао, назвав его «Одна страна – две системы». Он имел ввиду, что КПК не выпускает из рук бразды правления страной, но вмешательство в дела бизнеса будут минимальными, а регулирующих факторов будет самый минимум.

И действительно, именно этот «зеленый свет» в китайской экономике стал чем-то невиданным для инвесторов, а потому там как грибы стали расти филиалы мировых гигантов и постепенно туда стали переноситься основные производственные мощности. А достаточно долгий период такого положения вещей создал иллюзию того, что коммунистический Китай нашел таки золотую середину между социализмом и капитализмом. Но как известно, эти две системы балансировались до того момента, пока страна временно отказалась от тоталитаризма и когда действовала, пусть и очень своеобразная, но по факту – сменяемость власти.

А это значит, что лидеры приходили и уходили, а принципы их деятельности, отлаженные Дэном, оставались неизменными и это обеспечивало тот самый баланс двух систем, которые сосуществовали до последнего времени. Но Си не оценил ничего из наследия Дэна и начал рушить то, что работало само по себе и что росло уверенно и поступательно, не требуя особого вмешательства. По сути, Си принял курицу, несущую золотые яйца и если бы он знал первое правило сисадмина «не ломай то, что работает», то никогда бы не начал откат к авторитаризму и маоизму.

(Окончание следует)

Один коментар до “Китай на “плато”? (Часть 2)”
  1. НЭП закончился,пора раскулачивать и делить имущество скоробогачей…Не зря там Джугашвили так уважают и изучают.

Коментарі закриті.