Скорее всего, сейчас мы наблюдаем за ситуацией, когда китайская экономика оформляет окончание периода своего роста. Пандемия и постпандемийный период создали нечто вроде «плато», если рассматривать ситуацию в виде графика. Китай явно уперся в потолок, за которым теоретически может оказаться нечто вроде «второго дыхания», но ничего подобного современная история не знает, а раз так, то дальше две возможности развития ситуации, либо стагнация по японскому варианту, либо спад.
И в общем те, кто наблюдает за развитием экономической ситуации в Китае, пытаются вычислить, какой из этих двух вариантов ждет вторую экономику мира. При этом, сама судьба Китая мало кому интересна, а в этом всем важно то, какое влияние все это окажет на мировую экономику, поскольку хорошо известно о том, что чем больше шкаф, тем он громче падает.
Уже давно высказывались опасения в том плане, что локомотив китайской экономики – строительный сектор, работает в запредельном режиме и что называется, на износ, надувая пузырь этой самой экономики, и вот сейчас мы находимся в точке, когда пузырь начал схлопываться. Опять же, в этом нет ничего нового или удивительного, мировая экономика видела такое не раз и не два. Но в такой ситуации важно то, как себя поведет правительство государства, в котором это явление достигло своей терминальной фазы.
Сам процесс обрушения целого сектора экономики требует принятия экстренных и часто – жестких мер, но всем понятно, что происходит, как понятно и то, что без радикальных мер тут не обойтись. В результате, выпиливаются устаревшие или вредные инструменты, которые привели к такому результату, а на их месте возникают новые, которые выглядят максимально адекватными этой ситуации. То есть, приходит пора больших перемен.
Собственно говоря, от китайского правительства ожидали его реакцию на происходящее не только для того, чтобы повлиять на ее ход, но и чтобы понять, в какой парадигме собирается действовать руководство страны и насколько оно готово действовать быстро и радикально. Между прочим, от этого зависит и то, во что все это выльется в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе. Чем более решительными точными будут меры, тем легче удастся выйти из этой ситуации и наоборот.
Именно на эту тему довелось почитать несколько объемных трактатов западных, профильных экспертов и в общем, все описывают именно такой алгоритм действий и все сходились на том, что руководство КНР тянет время, не предпринимая вообще ничего, что могло бы расцениваться, как мощное вмешательство государства, чтобы как-то пробить путь на выход. Самым худшим вариантом, по мнению экспертов, был бы набор мер, связанных исключительно с административными мерами, которые были бы направлены на регулирование рынка ценных бумаг. Речь идет о препятствиях для развития ситуации с полным обесцениванием ценных бумаг.
В принципе, такое можно исполнить, но действовать это будет не слишком долго, поскольку применение именно таких инструментов, даст иностранным инвесторам сигнал о том, что с этой баржи надо бежать и что «инвестиционный рай» только что закончился и там можно потерять все. А ведь просто гигантские инвестиции всегда были топливом для роста экономики Китая. И если вы предпринимаете меры, которые пугают инвесторов, то вы только придаете ускорения тем негативным процессам, которые уже работают против экономики.
(Окончание следует)
Ну не можуть комуністи у єкономіку,шо не роблять-усе ,або погані танки,або заводи за чужі гроші.
Теория устойчивого экономического развития как раз и занимается проблемою, как не допустить, чтобы состояние “плато” перешло в состояние “спад”. А если состояние “спад”, не смотря на все усилия, все же наступило, то как удержать ситуацию от состояния “обвал”, и, в идеале, подтолкнуть к состоянию “рост”. И нужно это не ради показателей самого роста для финансовых рынков, к примеру. “Обвал” экономики, превратившийся в “пике” обязательно сопровождается ужасными социальными последствиями. И до глобализации эта вся цикличность выливалось в войны между странами. А с началом глобализации мы получили две уже мировые войны, последняя из которых сопровождалась применением ядерного оружия. Распад СССР вроде как устранил опасность Третьей мировой войны с угрозой всеобщего уничтожения. Мир вздохнул с облегчением. Собрал в 1992 г. Конференцию ООН в Рио-де-Жанейро, объявил, что вот мол теперь будем работать над устойчивым развитием Человеческой Цивилизации без цикличных кризисов и все более смертоносных войн… Где, как, кем именно були допущены фатальные ошибки и просчеты, которые привели к нынешней ситуации, в том числе с Китаем, – об этом напишут еще Эверест исследований. Ясно одно. Вероятное падение китайской экономики из нынешнего “плато” выглядит почти неотвратимым в обозримом будущем. Будет ли это спад, или обвал, или пике – никто не предскажет наверняка. Но может идея устойчивого развития экономических систем – это вообще мираж, утопия?
Вы меняете имена как перчатки, остановились бы уже на одном, чтобы не ожидать в очереди на проверку.
“Но может идея устойчивого развития экономических систем – это вообще мираж, утопия?”
Утопия. Кризис [перепроизводства] сигнализирует рынку, что инвестиции “в вот этот самый популярный продукт” больше не нужны в таком количестве, все уже наелись. Сильнейшие выживают, слабые уходят с рынка. Начинается поиск нового “самого популярного продукта”, куда все хотели бы инвестировать. Это естественный этап экономического цикла.
Альтернативой ему будет Госплан, который точно посчитает сколько нужно носков и ботинок на каждого члена общества. “А в iPhone потребности на эту пятилетку нет”.
Не сердитесь.) Главная перчатка – почта. Для того типа развития, который называют устойчивым нужно очень сильное гражданское общество, состоящее преимущественно из образованых, креативных и отважных альтруистов. При этом и штат государственных чиновников должен быть под стать этому гражданскому обществу. Думаете, это не утопия?
“Главная перчатка – почта.”
Почта не почта, а на проверку оно становится. И пока я не проснусь и руки у меня не дойдут, оно будет стоять на проверке. Плюс мне нужно потратить время, проверить кто это такой и почему на проверке и пропустить. Или не пропустить.
“Думаете, это не утопия?”
И это утопия. Гражданское общество как раз отличается тем, что понимает недостатки человеческой сущности и вырабатывает механизмы коррекции. Поэтому нет, никогда не будут все сплошь “образованми, креативными и отважными альтруистами”
Но все это совершенно не имеет никакого отношения к экономическим циклам. Да пусть все люди на земле будут просто идеальными, они не смогут просчитать всю экономику планеты, а также нынешние, и что более важно – будущие, потребности людей.
Китай попал в классическую ловушку разорванного инновационного цикла. Все, кто хоть немного изучал экономику, знают понятие “жизненного цикла” – временного интервала между началом и завершением, применительно к продукту, проекту, бизнесу в целом. При этом траектория движения по этому интервалу, как правило, – одногорбая волна. Крайне редко получается двугорбая волна. Импульс удачной идеи толкает развитие бизнеса вверх – фаза роста. Но вечного двигателя нет. Неизбежно приходит снижение темпов роста, потом наступает плато. И спад, который приводит к завершению жизненного цикла продукта, проекта. Чтобы избежать фазы спада бизнеса в целом, нужно, еще на этапе периода роста, созидать новую идею – продукт, проект. И импульс от реализации этой идеи должен обеспечить восходящий тренд нового продукта в то время, когда предыдущий продукт переходит на плато. Т.е. общая линия развития бизнеса будет проходить через восходящие точки отдельных продуктов. Именно так получается устойчивое развитие – на горбах все новых и новых идей, каждая из которых успешнее предыдущей. Если есть эта приемственность прогрессивного креатива – инновационный цикл работает. Если нет, то происходит разрыв инновационного цикла. И тогда фаза падения становится неизбежной. Каждая такая инновационная волна начинается с инвестиционной фазы, когда отдачи от продукта еще нет, а вложения делать нужно. В свое время Дэн Сяопин запустил такой инновационный цикл для Китая. Главной инновацией стала идея-прект “одна страна – две системы для создания мировой фабрики”. Первоначальную фазу Китай прошел за счет денег инвесторов и надежного внесения своей части проекта – комплексной нематериальной инвестиции: максимальная либерализация для реальных иноземных вложений, минимальная стоимость трудового ресурса, полное содействие экспорту. Инновационный проект “мировая фабрика” оказался очень удачным. Китай взлетел на невиданно высоком и длинном гребне фазы роста. Но дальше для удержания устойчивого развития нужны новые идеи. И их создали, в том числе, в виде масштабного участия в мировом строительном бизнесе, вложений в военный сектор и т.д. И была особо козырная инновация – щедрое вливание денег для врастания глубокими корнями в развитую экономику, как одного из крупнейших поставщиков и потребителей сырьевых продуктов, под которого была запущена соответствующия глобальная инфраструктура, выделена часть рынка, нарощены объемы производства. Дальнейшая попытка Китая по созданию импульса для продолжения устойчивого роста в виде : поугрожать соседям, повставлять палки в торговые повозки партнеров, оказалась нерабочей. Убедить мир потребить такой продукт не получилось. И сейчас очертания инновационного разрыва и его грозных последствий для развития Китая становятся все более явными.
Вы только упустили, что одна и та же компания не может постоянно генерировать новые прорывные идеи. Особенно в отсутствии конкуренции.
Свободный рынок как раз и развивается за счет того, что пока одна компания реализует свою прорывную идею, ее конкурент уже работает над новой прорывной идеей. И вполне возможно что по результатам очередного экономического цикла конкурент вырывается вперед, причем скорее всего именно так и происходит в глобальном масштабе. И совершенно не обязательно, чтобы конкурент был в той же индустрии, все идеи, в самых разных областях, конкурируют за инвестиции.
Вот тут смотрим например на Apple и Тесла. Одно время, особенно после выхода iPhone, Apple была самой популярной компанией, как то даже была самой дорогой компанией. Потом самой популярной стала Тесла. Это не значит что других не было. И Гугл и Фейсбук и даже едва ныне живой MySpace были в свое время в положении “последний писк моды”. А еще была такая компания WebVan. Или AltaVista. Или вот даже Sun Microsystems.
А когда идеи двигает Политбюро – нормального развития не будет.
Вот за sun microsystems щас вот прям слеза навернулась… Да и альтависта, модем, интернет, и я – голубоглазый блондин, косая сажень в плечах)