От редакции.
Недавно в обсуждении одной из тем, развернулась бурная дискуссия о том, что американские военные незаслуженно «зарезали» более продвинутый проект самолета, который конкурировал прототипу нынешнего F-22, и некоторые даже погрузились в конспирологию, мол кто-то что-то там подыграл, чтобы получить выгоду. Мы, как всегда, не претендуем на истину в последней инстанции, а просто предложим пояснения, которые давали участники той программы.
Итак, эпопея создания самолета пятого поколения началась в 1971 году. Об этом рассказал Пол Мец, бывший летчик-испытатель Northrop, летавший на YF-23. Чтобы сориентироваться по времени, просто напомним о том, что эта концепция была сформирована для замены истребителя F-15, который только через год впервые поднялся в воздух, а на вооружение был принят через пять лет. То есть, он еще не поднялся в небо, а ему уже начали искать замену.
Десять лет эта концепция шлифовалась и к 1981 году были окончательно сформулированы технические требования для будущего самолета. В частности, он должен был обладать минимальной радиолокационной заметностью и возможностью летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, поскольку в таком режиме самолет полностью демаскируется. Это – важный момент, поскольку в дальнейшем он сыграет одну из ключевых ролей при выборе прототипа для дальнейшего запуска в серию.
В 1981 году командование ВВС предложили девяти компаниям представить новые конструкции истребителей, согласно заявленным требованиям. Семь из них подтвердили участие в конкурсе. В 1986 году из семи представленных вариантов ВВС взяли отобрали два – Локхид и Нортроп, чтобы те могли создать и предоставить для испытаний два прототипа. Срок для этого этапа был назначен пять лет, и конкурсанты должны были создать прототипы к 1991 году.
Но как мы отмечали выше, одним из основных условий конкурса было наличие возможности самолетов работать в бесфорсажном режиме, а это значит, что кроме двух планеров, надо было создать и два совершенно новых типа двигателей.
Для этого ВВС задействовали корпорации Pratt & Whitney и General Electric, чтобы разработать новый двигатель для двух YF-22 и двух YF-23, которые строили Lockheed и Northrop. Один из демонстраторов каждого типа полетел бы с Pratt & Whitney YF-119, в то время как другой полетел с YF-120 General Electric.
Не правда ли, очень важный момент. Планеры и двигатели разрабатывались отдельно, и должны были легко совмещаться между собой. То есть, на пары прототипов были установлены по два двигателя одного и другого производителя. Поэтому говорить о том, что YF-23 был отклонен из-за двигателей – не корректно в принципе, поскольку они были оснащены разными типами двигателей.
По факту, производители предоставили на испытания не два типа истребителей, а четыре – два типа планера и два типа двигателей, которые были установлены в обе модели.
(окончание следует)