Военно-техническая литература, ориентированная на гражданского читателя, очень часто приводит одинаковые примеры для того, что именно является двигателем технологического прогресса. Чаще всего приводят пример эволюции брони танков и противотанковых средств. И действительно, пример достаточно удачный, поскольку он показывает как отдельные участки соревнования этих участников, так и условные точки перехода, когда стали применяться совершенно другие способы достижения поставленной цели.
Упрощенно это выглядело так, что пытаясь защититься от огня противника, машины стали прятать под броней и поскольку та весила довольно много, машины получились громоздкими, но зато под прикрытием брони, можно было атаковать противника, поскольку пули, осколки и обычные снаряды, практически не могли причинить вреда этим монстрам. Но спустя время, появились более мощные и слегка модернизированные боеприпасы, которые таки могли пробить эту броню. В ответ – броню стали делать толще и машины сделались более тяжелыми. В свою очередь и оружейники не сделали на месте, создав кумулятивные снаряды, прожигающие вменяемый слой брони.
В какой-то момент показалось, что противотанковые средства окончательно победили броню, но не тут-то было. Появилась слоеная броня, которая давала тот же самый эффект, что и очень толстый слой гомогенной брони, которы 60-70-тонные машины уже просто не могли иметь в принципе, поскольку более тяжелые машины становятся бесполезными, поскольку их уже невозможно транспортировать, да и не любое поле боя для них уже будет доступно, поскольку масса машины в 100 тонн становится полным абсурдом.
С другой стороны, стали применяться различные варианты динамической брони, которые встречным взрывом не давали боеприпасу направить свою кумулятивную струю внутрь бронированной машины. А оружейники разработали тандемные боеприпасы, когда инициирующий заряд вызывает срабатывание зарядов активной брони, а основной заряд уже формировал кумулятивную струю на расчищенное место. В общем, одно совершенствовалось в ответ на другое, по нарастающей.
Нечто подобное, как пример, приводят и по части средств ПВО и авиации. Там тоже имеется постоянна борьба участников этой гонки, а в результате, новые технологии позволяют вырваться вперед то одной, то другой стороне. Как и в первом случае, конца и края этому не видно. Только вот в нынешней войне произошло нечто необычное и являющее собой противоположность указанному выше процессу. Никто не мог подумать, что на третьем десятке лет 21 века, какая-то армия перейдет к тактике века 19 и это действительно оказалось очень необычным вызовом.
В самом деле, мясные волны, которые стали визитной карточкой помойной федерации, это немножко допиленная тактика конца 19-го, начала 20-го годов. И это та самая тактика, от которой отказались все ведущие армии мира, во Второй Мировой войне. Это не значит, что нечто подобное не возникало эпизодами тов одном, то в другом месте, но случалось это вынуждено, когда не оставалось никакого иного выбора. Именно подобные вещи свидетельствовали о каком-то катастрофическом положении или полной бездарности командования. Не удивительно, что подобных вещей, каждая армия старается избегать, используя технику, маневр и все то, что появилось позже. Отсюда следует, что когда это делается от отчаяния – одно дело, а когда подобные вещи становятся основой тактики на поле боя, это – совсем другое. Именно так поступали сто лет назад и еще раньше.
(Окончание следует)