На этой неделе произошел ряд забавных событий, которые и сами по себе выглядят показательно, но собранные в некую последовательность, уже демонстрируют что-то вроде «скрытой угрозы», как в Звездных войнах. Мы возьмем из этой цепочки всего пару, может быть – тройку, но на самом деле их уже было побольше и это при том, что неделя еще не закончилась. Просто зададим этими точками некий диапазон и не станем его обозначать, как в школьной геометрии «х» или «у», а сразу присвоим индекс «Ж».
Так, одно из событий прошло тихо и практически незаметно, а между тем, они легко попадают под указанную выше категорию, а гурманы могут рассмотреть в них явно обозначенный гвоздь в крышку гроба Газпрома. А мы просто напомним, что по состоянию на сегодня, эта контора имеет единственный канал сбыта своего газа для потребителей в Европе – через «Турецкий поток». Между прочим, через этот маршрут получает газ Витя Орбан, но в таких случаях принято говорить «не все так однозначно».
Турция играет собственную игру и видит себя основным хабом для транзита газа в Европу, заменив собой Украину и Белоруссию. В Анкаре извлекли уроки из того, чем для транзитеров оборачиваются отношения с Газпромом и потому, понятие «хаб» там рассматривают намного шире, чем того бы хотелось москве. Проще говоря, Турция изначально планировала диверсифицировать наполнение хаба газом с разных направлений, но не все удалось так, как планировалось изначально. Война, развязанная Москвой в Сирии, помешала проложить в Турцию как минимум – газопровод из Катара, а среди стран Залива имеются и другие желающие, но не берутся они за эту тему просто потому, что не хотят возиться с СПГ и ждут, пока можно будет проложить газопровод.
Вроде бы этот, отставший на 10 лет план, теперь получил второе дыхание, но Анкара и Баку все же смогли отстоять хотя бы это направление и азбайджанский газ уже идет в Европу, с перспективой существенного увеличения экспорта на бывший рынок россии. Отсюда следует, что Турция конечно пробрасывает российский газ на Запад, но делает это лишь потому, что пока нет других поступлений, а как только в Турцию зайдут с газом другие страны, то Газпром станет в очередь и будет молить о транзите, как некогда страны Центральной Азии, упрашивали его и получили отказ.
И вот с учетом всего, изложенного выше, вражеская пресса внезапно разразилась сообщением, которого вряд ли кто-то ожидал. Выглядит оно так:
«Поставки туркменского газа в Турцию начнутся в марте текущего года, сказал во вторник министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар. Минэнерго Турции сообщило, что соглашение между государственным оператором трубопроводов Турции BOTAS и туркменской компанией Туркменгаз предполагает начало поставок с 1 марта 2025 года.
По сообщению правительства Туркмении, накануне Ашхабад согласовал с BOTAS план транзита через Иран туркменского газа по схеме «своп». В сообщении не говорится, сколько именно газа будет поставляться в Турцию».
Тут важно понимать, что главное – начать. Как только газ пойдет и система транзита через Иран заработает, то ситуация начнет необратимо меняться. Кроме того, есть подозрение, что технические возможности для транзита туркменского газа в Турцию через Иран были раньше, есть сейчас и тем более, не возникнут в марте. А это значит, что Тегеран снял свои возражения на транзит и произошло это после краха режима Асада.
(Окончание следует)