Раз уж речь пошла о космическом модуле таранного типа «Наука», который на подлете забрасывает противника двухсантиметровыми болтами, используемыми для крепежа батута и с автографами Рогозина, то в противовес можно рассказать о том, что творится у ненавистного Маска и его компании SpaceX. А рассказать есть о чем, хоть и целый месяц прошел без стартов, поскольку Боинг перенес запуск своего «Старлайнера» на 3 августа, пока от Науки отвалится все, что не прикручено и можно будет подлетать к МКС.

Этот месяц SpaceX провела в кипучей работе на своей Starbase в Бока-Чика, где одновременно и ускоренными темпами шел монтаж стартового комплекса, который, по словам Илона Маска, будет и посадочным для ускорителей Super Heavy и орбитальных кораблей Starship. Если со стартом все более или менее понятно, так будет работать система «улавливания» при посадке, пока трудно сказать, поскольку то, о чем говорит Маск, выглядит настолько футуристично, что это надо будет увидеть в работе, поскольку иначе это трудно вообразить, а если таковое и получится, то трудно поверить в осуществимость подобного способа посадки.

Тем не менее, гигантская башня, высотой в полторы сотни метров уже смонтирована и теперь ее обвязывают всем необходимым стартово-посадочным оборудованием. И на данный момент выглядит это примерно таким образом.

Одновременно с башней, возводится парк емкостей для топлива и окислителя. Поскольку полная заправка всего комплекса исчисляется тысячами тонн как топлива, так и кислорода, то все это должно где-то храниться, рядом с местом старта. Поэтому одновременно с башней, монтируются и емкости и прокладываются соответствующие трубопроводы, которые будут принимать топливо в хранилище и потом – грузить его в ракету и ускоритель.

В это же время ускоренными темпами идет сборка ускорителя Booster 4, темпы значительно превышают то, что было показано при строительстве прошедшего огневой тест ускорителя Booster 4. Похоже на то, что компания отработала технологический процесс сборки как ускорителей, так и кораблей и теперь собирает их блочные секции на заводе в Хортоне, а в Бока-Чика они только стыкуются и соединяются все внутренние системы. Напомним, ранее сборка шла прямо на месте, под открытым небом. Теперь же этот процесс выглядит технологичным и законченным, поскольку проще возить отдельные блоки, чем огромную ракету в 65 метров высотой и 9 метров в диаметре.

В общем, на данный момент, пока корабль являет собой только испытательную болванку, сборка ускорителя выглядит намного более сложной, поскольку его ключевой элемент – силовая шайба, на которую будут крепиться от 29 до 30 двигателей – довольно сложная конструкция. Ведь каждый двигатель должен получить свое количество топлива и окислителя и при этом, на каждый из них бортовой компьютер будет подавать строго определенное количество топлива с возможностью динамического изменения мощности каждого из них. Выглядит это следующим образом.

Ну а полностью сборка первого орбитального ускорителя, должна быть закончена в первой декаде августа. Таким образом, вполне вероятно, что к сентябрю ускоритель и корабль уже пройдут все испытания и будут готовы к первому орбитальному тесту. К тому же времени будет готов и стартовый комплекс и есть большая вероятность того, что в сентябре птичка полетит.

В общем SpaceX зря времени не теряла и выходит на финишную прямую испытаний своей транспортной системы. И вот тут возникает один важный и принципиальный вопрос, который впервые возник в ходе продвижения лунной программы. Размеры Starship таковы, что он становится самодостаточной космической единицей, а не только средством доставки астронавтов куда-то. Его объемов достаточно для того, чтобы дать возможность большому экипажу выполнять все те работы, которые сейчас возложены на орбитальную станцию.

В Лунной программе возник тот же самый вопрос о лунной орбитальной станции. Зачем она нужна, если Starship имеет объемы больше, чем планируемая станция? Ведь изначально планировалось, что с Земли до станции летит транспортный корабль и стыкуется с лунной орбитальной станцией. Там астронавты переходят в посадочный модуль и летят на поверхность Луны. После выполнения задачи, все происходит в обратном порядке. Но Starship способен самостоятельно, без стыковок, прилететь на к луне и осуществить посадку на ее поверхность, а потом – стартовать с нее и улететь на Землю, совершив самостоятельную посадку.

При этом, концепция нового корабля позволяет собирать их в космосе, в связку и плюс к тому, изначально планируется возможность дозаправки от танкеров. При таком раскладе, необходимость в станциях, именно для нынешних целей – напрочь отпадает. И вот мы сейчас стоим на пороге такого качественного преображения «космоса» в широком понимании этого слова. Так что июль не совсем потерян, он стал еще одним шагом в будущее.

3 коментар до “Не совсем потерянный июль”
  1. в свете последних событий в космосе и вокруг него, всё ускоряющейся гонке конкурентов по отработке новейших технологий … я как старый совковый инженер начинаю бояться за лидеров. кто сегодня в аутсайдерах – коммунистический китай и вылетевшая в отстой путинская раша. а я знаю как работали совковые предприятия тогда еще мощного ВПК. включая авиапром и ракетно-космическую отрасль. если не украдет, то нагадит. ох, боюсь я этой открытости у маска. технологически его не догнать, а вот нагадить … даже думать не хочется. тщательнее надо, илон маск. и удачи!

Коментарі закриті.