Утренняя тема получила неожиданное продолжение, но несколько в другом ракурсе. Напомним, что полное разложение верхушки федерации уже приобретает какие-то вычурные формы и между прочим, это – неизбежно, поскольку несменяемая власть приводит к деградации верховной власти даже в демократических странах, где вроде бы имеется масса предохранителей от этого недуга. В самом деле, формула «не более двух каденций» работает в режиме «Бритвы Оккама». Как только это правило нарушается, под любым, самым благовидным предлогом, можно включать секундомер и наблюдать за тем, когда она прокиснет или протухнет.

Механизм развития таких негативных тенденций прост. Сменяемость власти заставляет первых лиц думать о том, что они будут делать «после», а такие мысли всегда упираются в то, что такое лицо могут призвать к ответственности за его ошибки или же преступления. Когда сменяемость работает неотвратимо и не может быть отменена никакими формальными ли неформальными методами, об этом приходится помнить. Просто ради эксперимента, каждый может вспомнить мировых лидеров за период после Второй Мировой войны и привести пример образца для подражания, которым можно гордиться. 

Скорее всего, большинство прийдет к выводу о том, что таковыми являлись президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, и будут правы. Но в этом дуэте есть некий поучительный момент. Рейган ушел на покой после своих двух каденций, а Тэтчер – осталась на третью. Это и сейчас может произойти в стране, где реализован вариант парламентской республики. Так это работает в той же Германии или Венгрии, а Британия стоит несколько особняком, поскольку там – конституционная монархия и вместо президента там – король или королева. 

А вот в Германии президента могут избрать всего два раза и на том – все. Но в парламентской республике реальные властные полномочия находятся в руках не президента, а премьер-министра. И получается какая-то порнография, когда двумя сроками у власти ограничено должностное лицо, которое реальной власти не имеет в принципе. Проще говоря, если в Германии позволить президенту избираться в третий или пятый раз, то злоупотребить своими полномочиями он не сможет по определению, поскольку он их не имеет. А вот премьер-министр или канцлер могут избираться три, четыре или даже пять раз подряд и формально, здесь нет нарушения демократических принципов.

Но как раз это должностное лицо, обретя фактическую несменяемость, и превращается в тухлятину. Посмотрите на Орбана или Меркель, это как раз оно. Так вот, имеется масса свидетельств о том, что Мэгги первой и третьей каденции, это уже абсолютно разные люди. Тэтчер забронзовела и отправилась в мир собственных представлений о мире, не заботясь о том, чтобы слышать своих коллег или народ Соединенного Королевства, чьим первым лицом она стала. И еще один момент. В таких раскладах, это самое первое лицо становится у руля страны без прямого избрания народом. Его избирает парламент, то есть, посредник. А посмотрите на наш парламент и ответьте себе на простой вопрос: он хоть что-то делает в интересах народа? Или не так, он хоть что-то делает, кроме удовлетворения собственных интересов? Ответ очевиден, и если такой парламент будет избирать первое лицо, то можно не сомневаться в том, что это будет просто клеймленный вор и взяточник.

(Окончание следует)

2 коментар до “Теория прокисания (Часть 1)”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *