Примерно полгода назад появились первые аналитические материалы, в которых внимательные наблюдатели заметили необычный крен в открытой кадровой политике SpaceX. Вернее, возникли некоторые вопросы по поводу списка вакансий, которые постоянно выставляет компания. Ранее это было связано со строительством нового типа космического корабля и там все было понятно, в последний раз интерес вызвал перечень специалистов, явно необходимые для проектирования и строительства морского, стартово-пускового терминала, который давно анонсировался на различных визуализациях. И в общем, тут тоже было все понятно и вот появилась информация, которую мы уже давно ждали.

В самом деле, SpaceX избрала очень необычную тактику своего развития. Понятно, что она вошла в рынок услуг доставки полезных грузов на орбиту, давно поделенный и имеющий своих грандов. Для того, чтобы получить репутацию, которая позволит привлекать коммерческие заказы, нужно было иметь достаточно большое количество удачных миссий, а чтобы эти миссии состоялись, нужен заказчик на вывод грузов в космос. В результате, получился замкнутый круг из которого не было видно рационального выхода, но Маск его нашел.

Спасательным кругом оказалась программа спутниковой телекоммуникации Starlink. Сама программа имеет значительный коммерческий потенциал, но для того, чтобы развернуть спутниковую группировку, нужно выполнить десятки, если не сотни стартов. Так получилось, что SpaceX стала сама для себя и заказчиком, и исполнителем. Это дало возможность совершить 13 запусков спутников, что вкупе с коммерческими запусками, вывело компанию в лидеры по «скорострельности». А после запуска пилотируемой миссии, репутация компании сравнялась с конкурентами и даже обошла их. На сегодня SpaceX стала безусловным лидером отрасли и движется дальше.

Но зная то, как Маск организовал выпуск своих серийных автомобилей Тесла, было понятно, что его конек – максимальная концентрация производства комплектующих, в рамках своей корпорации. То есть, производства с маркой «Маск», старается по минимуму зависеть от сторонних производителей. И в космической программе это должно было повториться.

Вопрос ведь стоял так, что SpaceX серийно производит не только ускорители, а также грузовые и пилотируемые капсулы, но и спутники для программы Starlink она их уже произвела около семи сотен, вывела на орбиту и они там исправно работают, а раз так, сам собой напрашивался вопрос о том, почему компания не выходит на рынок спутникостроеня и почему не делает их под заказ на своих производственных мощностях? Ведь компания располагает промышленной базой, владеет соответствующими технологиями и имеет персонал, который уже «набил руку» в этой отрасли.

И вот с полгода назад, наблюдатели стали сигнализировать о том, что списке вакансий появляется все больше специальностей, которые необходимы именно в производстве спутников и еще тогда стали высказываться предположения, что SpaceX готовится к расширению своей фабрики по созданию спутников и скоро начнет принимать заказы не только на доставку спутников на орбиту Земли, но и на их изготовление.

И вот эта информация подтвердилась. Стало известно о том, что SpaceX выиграла контракт на $149 млн от Агентства по космическим разработкам (SDA) США, по строительству спутников для министерства обороны. А это значит, что компания уверенно вышла на новый коммерческий сегмент рынка и контракт с Пентагоном на изготовление спутников, станет сигналом для остальных клиентов.

А как мы знаем, когда Маск заходит на какой-то рынок, то очень скоро из него выходят те, кто не умеет приспособится к меняющейся обстановке и не имеет нужного уровня креативности. Так что Роскосмосу следует приготовиться к еще одному. «Батуту» от Маска. Возможно после этого, Рогозину прийдется закрывать лавочку и заниматься чем-то еще, поскольку космос будет безвозвратно потерян и во всех сегментах. Как недавно сказал один депутат госдумы РФ и бывший космонавт: «Прости Юра (Гагарин), мы все про**али».

17 коментар до “Спутники Маска”
  1. Молоді інженери (з невеликим досвідом роботи) заробляють “на окладі” $100-150К. Це в Каліфорнії.
    Але працюють щонайменше 60 годин на тиждень!
    Думай те!?

      1. смотрел несколько раз “корпоративные видео” от спейс-икс и не заметил там обилия молодых специалистов. да, дудуганов нет, но в основном работники 30-40 лет.
        возможно, этого мало, чтобы делать выводы – делюсь наблюдениями 🙂

        1. 30 – это молодые. 🙂

          Вообще, “молодые” имеется в виду не возраст, а опыт, часто опыт в данной компании.
          Только что пришедший в команду 50-летний может и “молодым” считаться.

    1. Щонайменше 60 годин на тиждень?
      Ну, якщо треба заробити на щось, то на певний час можна і в такому режимі існувати. Але не дуже довго. І без сім’ї.

      1. Я тоже наслышан, что у Маска любят тех, кто живет на работе.

        60 – это не так уж и много. Бывает и больше, но реже. Официально рабочая неделя 40 часов. Реально 50 – запросто, особенно если ты постоянный работник.
        Контракторы (почасовые работники) только рады, для них переработка – дополнительные деньги. Хотя как раз им часто и не разрешают работать больше 8 часов. Местами могут требовать работать 10, но платить за 8. Могут быть митинги с удаленными офисами и в 10 вечера и в 6 утра. Могут быть релизы по ночам.

        1. Относительно последних позиций, так для моих детей сегодня это уже стало нормой жизни. И митинги, и релизы по ночам.
          Особенно на удаленке. Тут временами приходится ночь спать вполглаза, ожидая запроса от коллег, если что-то не ладится с запуском.
          А тем ребятам из моих, теперь уже бывших, коллег, что работают для Заокеании, так там вообще посменная работа. Как в свое время пришлось на машиностроительном заводе в рабочих классах потрудиться

          1. Посменная – это там где технологический процесс 24×7.
            А инженеры работают 8-17, а когда надо так еще и сверх того. И митинги неурочные, и релизы, и проблемы.
            Релизы часто планируются в ночное время, когда трафик меньше. У многих крупных компаний множество офисов в самих США (3 часа разницы), в Европе, Индии, Китае, Сингапуре. Вот и договариваемся “эту неделю митинг нашим утром, следующую – вашим”. А еще у нас есть live support – это кроме выполнения обычной работы тебе могут позвонить в случае проблем и ты их будешь решать (или переадресовывать тому, кто может решить). Тут уже от команды зависит. У нас была вся команда в одном месте – позвонить могут в любое время, сейчас делим с офисом в Индии, теперь график 9-21, причем в 9 и в 21 митинг на полчаса-час – передача дел. И это кроме обычной работы.
            Здесь конечно есть и положительные стороны. Я не обязан сидеть на рабочем месте 8-17. Нужно присутствовать на важных митингах и должна быть сделана работа. Некоторые на работу приходят к 11, некоторые обедают 2 часа. Можно по делам на полдня исчезнуть. Можно работать из дому. Но работа должна быть сделана.
            В больших компаниях обычно с переработкой полегче, в стартапах народ может и жить на работе.

  2. Вот уж врядли Маск будет делать на заказ контейнеры для вывода на орбиту мощей и крестиков, а на большие “высокие технологии” скрепная неспособна уже 🙂 Сами, сукины дети, сами… Взяли в руки молот, разогрели в горне заготовку спутника и молотками его, молотками… Деды так спутники делали, и вам пора! 🙂

  3. Страна сурепных батутов проиграла только потому, что не она это делала изначально. Все что у них есть было придумано и воплощено в Украине (или украдено у США). Если им сейчас дать технологии Маска, то из этого выйдет только летающий топор. Потому как технологии надо где-то воплощать и кем-то, а вот с этим большие проблемы. Бояра и дармовая нефть сделали своё дело.

  4. Andriy 09.10.2020 21:17
    “Но работа должна быть сделана.”

    По-моему это идеальный принцип.
    Когда-то мой коллега (начальник соседнего подразделения), узнав, что именно такой подход я использую у себя, произнёс: “Ну ты и жёсткий!”.
    И это при том, что его все считали “зверюгой”, а меня – “добряком”.

    1. У нас начальник не цербер, а помощник.
      Его задача не заставлять работать, а быть связью между инженерами и вышестоящим начальством. Организовывать взаимодействие с другими подразделениями.
      Собачья работа, если честно. Сверху начальство требует, дай мне то, дай мне это. Если инженеров не укрыть от всего этого, продуктивность будет околонулевая. Все громы и молнии сверху должны останавливаться на начальнике, а начальник должен вместо выполнения всех пожеланий отправлять встречные требования правильного планирования ресурсов и расстановки приоритетов.
      Как-то так.

    2. А вот стремление сделать работу у профессионалов как то возникает и без применения кнута.
      А если оно не возникает, то такие люди долго не удерживаются в команде.

      Команды естественно могут быть разными. В стартапах часто собираются энтузиасты, которые на работе живут. Их подстегивает мечта продать свой уникальный продукт и стать милиардером. У некоторых получается. Семейному человеку с другими обязательствами там будет тяжело.
      В крупных установившихся компаниях, типа того же современного Гугла, понимают, что работа – это не вся жизнь и у людей есть семьи и есть личная жизнь. Начальство старается организовать правильный “work/life balance”, чтобы народ не перерабатывал. И сотрудники с пониманием относятся, если человеку нужно каждый день уйти в 3, чтобы забрать детей из школы, а потом он будет работать из дому. Или пойти к врачу.
      А есть еще компании с “потогонной системой”. В этом плане показателен Амазон. В то время как инженеры имеют все возможные плюшки и послабления (хотя не самое лучшее место работы), из работников, пакующих посылки, выжимают все соки в стиле “дикого капитализма”.

    1. А на метані, тому що це побічний продукт з матеріалу відомого скульпора!?
      І в параші його багато!

Коментарі закриті.