Из серии «На ночь глядя»

Сейчас в Европе разворачивается партия даже не большого, а очень большого тенниса на газовую тему и для начала, следует обратиться к фону или трибунам этого матча. Как известно, первые санкции относительно российского газа были введены только что, в рамках 14-го санкционного пакета ЕС. Они распространяются исключительно на СПГ и то, лишь в части газа, который идет не конкретным потребителям, а на перепродажу. На первый взгляд, эти меры выглядят странно и сильно попахивают компромиссом и на самом деле, это так и есть. И тому есть свои причины.

Дело в том, что именно СПГ, идущий в Европу, в основном производится на мощностях совместных предприятий, где доля федерации совсем незначительна и плюс к тому, мощности по сжижению газа создавались европейскими компаниями из расчета того, что достаточно продолжительное время – 10 лет и более, бизнес будет полностью освобожден от налогов. То есть, торговля СПГ не наполняет бюджет федерации. Более того, участники проекта сейчас выбирают свои доли СПГ с тем, чтобы окупить собственные инвестиции. 

А раз так, то глухой запрет на поставки СПГ с Ямала в первую очередь нанесет ущерб собственным предприятиям. При этом, участники проекта – европейские энергетические компании, остаются в праве выбирать свои доли СПГ, но только для нужд своего внутреннего рынка, а не для продажи а бирже. Понятно, что это связывает компаниям руки, но с другой стороны, компромиссы как раз и основаны а взаимных уступках. Упрощенно это выглядит указанным выше образом.

Ближайшее же рассмотрение этого блока санкций, указывает на то, что за образ и подобие были взяты санкции нефтяные, пусть и со своими нюансами. Главный же принцип состоит в том, что под ограничения попадают углеводороды, которые поставляются морским транспортом и за скобками остаются поставки, осуществляемые трубопроводами. Такова была диспозиция до середины этой недели, но похоже на то, что подводные течения, вокруг этой темы вышли на то, что под самый жесткий удар может попасть именно трубопроводный газ и связано это отнюдь не с санкциями.

Издание Reuters, ссылаясь на собственные источники, пишет о том, что потерявший две трети экспорта и получивший рекордный в своей истории убыток «Газпром» может лишиться последней выручки на европейском газовом рынке. Оставшиеся покупатели российского газа в ЕС получили предупреждение, что их платежи в адрес «Газпрома» могут быть арестованы. Проще говоря, поставлять газ трубами, пока через Украину и через Турцию в Европу, Газпром может, а вот с оплатой за него могут возникнуть проблемы.

Дело в том, что конфискации денег, которые европейские компании платят за российский газ, добивается польский энергоконцерн Orlen. Около месяца назад он направил письма австрийской OMV, венгерской MVM CEEnergy, а также словацкой SPP — трем компаниям, продолжающим получать газ «Газпрома». В письмах Orlen ссылается на решение суда в Варшаве и необходимость компенсировать убытки, которые польская компания понесла от прекращения поставок российского газа в 2022 году. Как считают даже российские профильные специалисты, несмотря на попытки указанных стран как-то защитить эти платежи, все может закончиться не в их пользу и не в пользу Газпрома. Но это еще не все.

(Окончание следует)