Это значит, что туда надо перенести часть современных производств, чтобы местные жители почувствовали разницу, открыть свои рынки для их продукции, а также взять к себе их молодежь на учебу, чтобы они не только получили хорошее, современное образование, но и приобрели опыт жизни в развитой, цивилизованной стране. Замысел был прост: люди с таким образованием, вернутся к себе домой и станут локомотивами экономики, постепенно трансформируя свою собственную страну в цивилизованную территорию. И в общем, такой план выглядел вполне обоснованно если бы не несколько ключевых допущений, которые изначально считались несущественными.
Здесь важно только одно из них и на наш взгляд – ключевое, но для его рассмотрения следует сделать шаг назад или скорее – в сторону, чтобы лучше рассмотреть. Уже лет 20 назад довелось почитать несколько монографий, в которых ученые мужи, с Гарвардом за плечами, рассуждали о том, то в рамках глобализма и переплетения культур и экономик, мир все равно выйдет на какой-то общий, цивилизационный знаменатель. Другое дело, что кто-то прийдет к этому позже, а кто-то – раньше, причем – прийдет в плане совокупности этих самых цивилизационных определений.
Проще говоря, в определенных сегментах общего портрета кто-то пройдет большую дистанцию, а кто-то – меньшую, а в других – все может выглядеть несколько иначе, но вся совокупность этих изменений даст возможность пересечь порог цивилизованности с безусловным продолжением движения в том самом направлении. Тогда никто не высказывал ни малейшего сомнения в том, что общее движение происходит именно в этом направлении, а потому – страны Запада автоматически становились в авангарде, становясь ориентиром для всех остальных, встраивая своеобразную “гонку за лидером”.
Отсюда и вытекает ключевое допущение, о котором было сказано выше. Никто не предполагал, что открываясь для этих стран, возникает эффект взаимопроникновения и влияние будет как прямым, так и обратным. Только вот обратный эффект никто не брал во внимание просто потому, что аксиомой считалось само направление глобального движения. Никому в голову не приходило, что открывшись для стран с тоталитарным режимом, они впускают внутрь себя их агентов, в широком смысле этого слова, которые займутся усиленным изучением слабых мест стран Запада с тем, чтобы при удобном случае – воспользоваться этими уязвимостями.
Наиболее масштабный проект этого плана был запущен в самом начале 80-х годов прошлого века, когда США резко изменили свои отношения с Китаем. Понятно, что там был политический расчет создать масштабную проблему совку просто у своей огромной, сухопутной границы с Китаем, но открыто эту цель никто не артикулировал и тем более, никто не применял инструментов, которые прямо создавали эту проблему. Вместо этого были запущены чисто гуманитарные средства.
И тогда начался процесс подъема китайской экономики и просто лавина западных инвестиций в ее промышленность. Чуть позже туда стали перемещаться производственные мощности промышленных гигантов Запада. Ну а для того, чтобы максимально использовать местные кадры, были открыты многочисленные программы обмена студентов или просто – обучение китайских студентов в учебных заведениях США, Канады и европейских стран. Но как было сказано в самом начале, во всем нужна мера и если допустить передоз, то любое благое начинание можно превратить в его полную противоположность.
(Окончание следует)
От, до речі, про студентів дуже цікаво: чи перекриють цей потік? Бо, з одного боку, в інформаційному потоці Китай виглядає зовсім не як союзник, з іншого – китайських студентів і аспірантів радо приймають.