И вот что тут интересно. В те самые времена, а именно – в 80-е годы прошлого века, уже полным ходом развивались технологии транспортировки сжиженного природного газа. Газопроводы тоже были, но они прокладывались до соответствующих терминалов, где газ очищался, сжижался и уже в таком виде его грузили в танкеры. Очевидно, что таким образом газ можно было доставлять потребителю в любую точку мира, а не только туда, где заканчивается трубопровод. Но совок этой темой не интересовался, поскольку в таком случае надо было опираться на технологии следующего поколения, а там действовал тот самый армейский принцип, который описан выше: да, это – го*но, но оно дешевое и его много.

ТРУБНОЕ ОКОЧЕНЕНИЕ

Совок решил использовать доступные ему технологии, без вот этого выпендрежа, который демонстрировала передовая газовая индустрия Запада. Плюс к тому, изначально газовый экспорт рассматривался как инструмент экономического давления на тех, кто по глупости или по алчности, решит нахлобучить свою экономику на русскую трубу. В конце концов, именно эта идея стала главной и потому газотранспортная система, даром доставшаяся Газпрому, развивалась именно в этом направлении.

Просто представим себе, что совок, а потом и Газпром, пошли бы по тому пути, который уже проложили западные лидеры отрасли. Условно, город Архангельск можно было превратить в подобие южного побережья Техаса, в огромный газовый хаб с цепочкой газовых заводов и терминалов на побережье незамерзающего моря. Или если оно там что-то и замерзает, то до открытой воды танкеры можно было доводить относительно дешево и сердито, без особого надрыва. Если же это было критично, можно было продлить трубу до Мурманска, где концовка Гольфстрима не дает замерзнуть морю круглый год.

В этом случае отпадал вопрос о транзите газа до потребителя через третьи страны и что самое главное, плечо газопровода было бы достаточно коротким и что главное – проходило бы внутри страны, где география была бы самым надежным средством защиты этой инфраструктуры. Мало того, что труба нигде не подходит к чужой границе, так еще и полностью проходит по безлюдной местности. Ну а в случае с терминалами в Мурманске, все было бы под уже существующей защитой военной инфраструктуры, которая прикрывает базу самого мощного – северного флота. 140 военных объектов, от баз подводного и надводного флота до баз стратегической авиации и ядерных арсеналов, все было бы щитом и для концовки газовой инфраструктуры. Но было принято решение вкладываться в длинные трубы, чтобы из них сплести газовую удавку для Европы, что и было сделано.

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ

Но как известно, у медали имеется две стороны. В одном раскладе сильной будет одна из них, а в другой, она же окажется слабой. Сейчас мы наблюдаем регулярные удары наших дронов по вражеским НПЗ и это оказалось неожиданным и крайне болезненным открытием для противника. С учетом того, что удары наносятся по установкам первичной переработки нефти, то после ее выхода из строя, останавливается и весь технологический «хвост» предприятия, поскольку он не работает на сырой нефти.

(Окончание следует)

3 коментар до “Дело – труба (Часть 2)”
  1. Довелось мені побувати в порту Мурманська на початку 90-тих. Я тоді працював на 5-ти вагонній рефрижераторній секції в депо Каховка, і після грузу українських яблук в Санкт-Леніград, секцію відправили до Мурманську під погрузку мороженої мойви на звероферму на ст. Лабитнангі.
    Так що мене вразило в Мурманську – абсолютно засрана акваторія порту – повністю вкрита продуктами нафтопереробки в якій плавали тріски деревини, пластикові пляшки і купа іншого сміття…
    Я до того побував під погрузками в портах Херсона, Ізмаїла, Одеси – ніде такого не бачив…

  2. Відносно будівництва газопроводів атор дещо применшує потребу в них. Необхідно було також газифікувати європейську частину СРСР. Також поставляти газ в дружні соціалістичні країни східної Європи.
    Тому проблєма вирішувалась комплексно.

    1. > Також поставляти газ в дружні соціалістичні країни східної Європи.
       
      “Дружні”? Ви серйозно?
       
      А по суті, три з цих “одружнених” країн і досі сидять на цій трубі й чіпляються за неї до останнього, тож теза Автора якраз дуже точна.

Коментарі закриті.