И тут оказывается, что раз премьер-министр не избирается прямым голосованием, то на этот пост не распространяется демократический принцип, ограничивающий пребывание одного лица на этом посту двумя каденциями. По факту, он может сидеть в своем кресле сколько угодно и при этом – ничего не нарушит. Но мы же помним о том, что первое лицо «бронзовеет» после второй каденции, а это значит, что такой формат избрания первого лица и обход временных ограничений, по сути – нейтрализует важный демократический предохранитель, а именно – мирную смену власти.

Но это еще не все. Правящая коалиция на то и правящая, чтобы избрать не только премьера, но и распределить между собой портфели министров и руководителей других важных ведомств. Очень часто из парламента в министерские кресла пересаживаются вчерашние депутаты и можно не сомневаться в том, что они не разорвали отношений со своими фракциями. И тут мы сразу получаем обрушение второго демократического принципа – разделение властей. Причем, в данном случае налицо сращивание двух самых активных и полномочных ветвей власти – законодательной и исполнительной.

Разделение властей в таком случае настолько же формально, как и полномочия опереточного президента. Уже одно только это создает предпосылки для любых злоупотреблений, нарушений и всего того, что демократические институты должны были избежать в принципе. Как это бывает в пиковом случае, показал канцлер Германии Адольф Гитлер, который придя во власть, очень быстро переформатировал весь рисунок власти и стал фюрером, заставив президента Гинденбурга выйти из чата.

Более мягким и очень ярким примером является премьерство Маргарет Тэтчер, наверное, самого знаменитого премьера мирного времени, Великобритании. Если почитать мемуары людей, которые с нею близко общались или работали под ее руководством, не несложно заметить общее мнение о том, что Мэгги первой каденции это совсем не то, что Мэгги третьей каденции. Можно привести и более позорный вариант – канцлерство Ангелы Меркель, которая за свои четыре каденции практически насадила Германию на путинскую газовую трубу, наводнила страну путинской агентурой и проституировала все уровни власти Германии. 

А попутно, она практически развалила оборону Германии до такой степени, что нынешнему министру обороны Германии Борису Писториусу, после нескольких недель пребывания в должности и ознакомления с состоянием дел оборонного ведомства, пришлось констатировать, что вооруженные силы Германии не только неспособны выполнять своих союзнических обязательств, но не смогут защитить саму Германию, в случае внешней угрозы. За четыре года фрау Ангела не смогла бы натворить этих чудес и даже восемь лет были бы не столь критичными, но после 16 лет правления она оставила после себя «выжженную землю» в обороне и запредельную зависимость от москвы – в гражданской сфере деятельности.

Вот и товарищ Орбан прошел тот самый путь, что и фрау. Он успел не просто забронзоветь, но покрылся березовыми струпьями и стал смердеть лаптями так, что не заметить этого просто невозможно. И то, что до этого времени страну еще не сотрясали коррупционные и шпионские скандалы, можно списать лишь на то, что за эти годы он придушил прессу и нагнул судебную ветвь власти, окончательно дезавуировав принцип разделения властей. Ну а судя по тому, как он себя ведет, из премьерского кресла он намерен выехать только вперед ногами, сколько бы каденций это не заняло.

(Окончание следует)