В старой совковой комедии последнего этапа его жизни, когда они становились все более плоскими, между героями состоялся короткий диалог. Они были где-то на природе и есть было нечего. И вот один нашел ягоды и спрашивает второго:

-Эти ягоды есть можно?

На что получил ответ:

-Можно. Только отравишься.

В прошедшем году мы стали свидетелями того, как сразу несколько стран заявили о том, что они начинают строить самолеты шестого поколения, и что характерно, все эти строители не были замечены в строительстве самолетов пятого поколения. В лучшем случае, это была кооперации с теми, кто строил аэропланы следующего поколения.

Еще в те времена, когда такие заявления делались, авиационные эксперты очень осторожно отмечали, что речь-то идет не о строительстве просто нового самолета и в данном случае, не самолета следующего поколения за тем, которые промышленность конкретной страны уже выпускает, а о проектах, перескакивающих поколение и это выглядит не очень убедительно. В обоснование своих скептических замечаний, они говорили о том, что переход к следующему поколению именно для промышленности – серьезное испытание. Речь идет не только о новом уровне технологий, примененных в изделии, но и о новых параметрах инженерной мысли, которая требуется для подобного перехода.

А это значит, что проект самолета, который был на старте, и самолет, в виде серийного, а тем более – боеспособного изделия – разные вещи. Это не скачок, а довольно длительный и трудоемкий процесс, который даст или не даст результат, который задумывался изначально. То есть, лишь со временем будет совершен переход всего комплекса науки и промышленности на тот уровень, который позволяет выпускать эту технику в нужном виде и количестве. Что тут важно отметить, становление такого самолета, всегда стоит больше, чем было запланировано в начале проекта. Это связано с тем, что в процессе строительства и эксплуатации возникают вопросы, в принципе не возникающие в изделиях предыдущего поколения. И вот эти проблемы приходится решать по мере их возникновения.

Проще говоря, изделие должно пройти какой-то существенный путь для того, чтобы большинство принципиально новых проблем могло быть обнаружено и решено. Но и это еще не все. Речь идет о том, что количество проблем должно быть разумным, поскольку их решение может занять слишком много времени, и что самое главное – стоить запредельно дорого. Настолько, что находясь в твердой памяти и бодром сознании, запускать такое в серию никто не станет.

В этой связи важно, что ни США, ни Китай, ни РФ пока всерьез не рассматривают планов строительства самолетов шестого поколения, поскольку даже объем пятого поколения еще не достигнут в достаточной мере. Штаты оторвались вперед потому, что лет на 20 начали раньше, чем конкуренты, и тем не менее F-35, по их утверждению, еще не вышел на уровень полной своей боевой готовности, а располагают лишь частью, хоть и большей, возможностей, из-за которых и создавались машины пятого поколения.

Что касается Китая и РФ, то их машины вообще находятся где-то в середине или на пути к середине этого процесса. Анализируя возможности этих машин, специалисты однозначно говорят о том, что в таком виде они не соответствуют идеологии самолета пятого поколения. Поэтому все работают над реальными проектами этого поколения самолетов и пока не имеют ни возможности, ни желания лезть в новую эпопею самолетов шестого поколения, поскольку отталкиваться еще не от чего.

(окончание следует)

Один коментар до “Шестое поколение (Часть 1)”
  1. Разговоры о “шестом поколении” прка толком не освоили пятое это глупость. Нумерация поколений это всего лишь нумерация, можно после пятого следующим назначить 100500, но без предыдущего поколения не будет и следующего. Если это птнимаю я, то макрели с микронами почему не понимают? Скорее всего чисто распил бабла, а делать никто ничего и не собирается. Тем более, с кем воевать, если “друг Владимир”, а больше никто на них не нападёт?

Коментарі закриті.