Тогда-то и была заложена возможность синтеза данных и представление их в удобном виде. Наверное все в курсе того, что пилот этого самолета имеет специальный шлем, кстати – полностью разработанный британскими инженерами. В итоге пилот поучил синтезированный вид окружающей обстановки с эффектом «прозрачной кабины» и при этом, ему выдаются тот набор данных, которые актуальны в данный момент.
Но если машина может выдавать синтезированную картину поля боя для пилота, ей уже ничего не стоит выдавать ее и другим потребителям, в том или ином виде. Ведь не все же имеют такой замечательный шлем. Но что самое главное, бортовой компьютер может выдавать эти данные другим машинам и системам. Благо дело, каналы связи позволяют это делать без особых проблем.
И тут, у кого-то возникла гениальная, по своей простоте, идея. Просто вспомним о том, что говорят специалисты о российских комплексах ПВО С-400. А говорят он и о том, что основой их идеологии была возможность доставать крупные, медленные и высоко летящие самолеты управления или дальнего радиолокационного наблюдения (ДРЛО) на больших, в пару сотен и больше, расстояниях. Именно по этой причине, они оказались бесполезными против Томагавков, низко летящих, скоростных самолетов или ракет класса воздух-земля, которыми израильтяне утюжили сирийские и иранские войска.
Что с того, что ракета ПВО может пролететь 200 и более километров, если низколетящую цель скрывает горизонт и в зависимости от рельефа местности, ее можно обнаружить на расстоянии лишь 10-20 км? А это значит, что для реакции остаются секунды и эффективность работы всего комплекса падает до нуля. Другое дело, летящий на высоте 12 км довольно тихоходный, крупный самолет, которого легко снять любой ракетой, как МН-17, например. Но там он был сбит ракетой малого радиуса, а С-400 способна достать на расстоянии в пару и больше, сотен километров.
Между прочим, эти самолеты, а не истребители или бомбардировщики, являются первоочередными целями. А тех же самолетов ДРЛО типа АВАКС, всего несколько десятков и понятно что они становятся слабым звеном, если противник располагает комплексами ПВО дальнего радиуса действия.
И вот кому-то пришла идея, что F-35, благодаря своей малой радиолокационной заметности, может брать на себя функции самолета ДРЛО, поскольку тоже находится в небе и как АВАКС, практически неограничен эффектом «горизонта».
И вот в конце декабря минувшего года, один из самолетов был оборудован многофункциональной усовершенствованной системой связи MADL, интегрирующей его в IBCS – единую интегрированную систему боевых действий противовоздушной и противоракетной обороны. То есть, F-35 был испытан в качестве такого себе выносного мини АВАКСа, который может подобраться к целевому району практически вплотную и получить данные не только со своего бортового радара, но и с остальных датчиков, в том числе инфракрасных.
Для прием такой синтезированной информации, которую самолет выдает для наземных и воздушных ударных платформ ПВО, Lockheed Martin разработала экспериментальное оборудование, включающее в себя наземную станцию Harvest Lightning и комплект для адаптации информационных потоков IBCS (A-Kit).
И вот в этом формате был испытан допиленный F-35А. Не теряя своей функциональности и универсальности, в частности – возможности работы по наземным целям, самолет показал просто фантастические результаты по работе в зоне, контролируемой радарами противника. Ему удалось идентифицировать, сопровождать цели и наводить на них внешние системы поражения.
Заметим, функции ПРО для F-35 изначально не предусматривались, но гибкость внутренней конструкции самолета и его адаптивность, показали его возможности интегрировать что-то, что с самого начала даже не было в режиме фантастики. И теперь, после обработки и систематизации данных, полученных в ходе учений и экспериментов, все новые самолеты будут получать подобный функционал, а уже выпущенные – получать соответствующие обновления.
А результат получается феноменальный АВАКСы перестанут быть чем-то уникальным, редким, дорогим и уязвимым. Часть их функций возьмут на себя новейшие истребители. Вот именно такие машинки и покупают поляки. Эти самолеты, как швейцарский складной нож. В них есть все и даже немного больше, а если что – туда можно прикрутить и что-то совсем новое. Так что поляки не прогадали. Взяли то, что нужно.