Итак в США перешли от калибра 7,62 к калибру 5,56 и убедились, что эти пули далеко не летят и бронежилет их останавливает весьма эффективно кроме очень дорогих с вольфрамовым сердечником. И поэтому маятник качнулся обратно в сторону более крупного калибра. А недавно в печать просочились первые сведения о таинственном патроне калибром 6,8 мм, пуля которого должна пробивать современные бронежилеты.

Были выбраны три фирмы, которые представили свои версии такого патрона. Но ни армейцы ни оружейники до сих пор не говорят ни о начальной скорости 6,8 мм пули, ни о её дальности. Этот калибр выбрали в 2017 году после специального исследования остающегося секретным. Оно было проведено с тем, чтобы разработать стратегию создания оружия, которое могло бы более эффективно по сравнению с пулей 5,56 мм (M855A1 EPR) поражать цели защищенные бронежилетом.

Этот подход к перевооружению отличается от всех предыдущих поскольку здесь начали с создания нового патрона. А для поражения бронежилета необходима скорость вылета пули превышающая 860—995 м/сек характерные для M855A1 EPR. Высокая скорость в свою очередь требует высокого давления пороховых газов, что вызывает повышенный износ и снижение надежности оружия.

Все три оружейных фирмы отобранные в первом раунде подошли к решению проблемы по разному. General Dynamics (GD) и Tactical Systems (TS) в попытке создать 6,8 мм патрон в гильзе из композитных материалов скооперировались с True Velocity (TV). А для создания системы оружия под этот патрон GD объединили усилия с фирмой Beretta USA, которая с 2017 года выпускает армейский модульный пистолет.

С учетом проблем возникающих в автоматах и винтовках из-за высокого давления оружейники GD выбрали конструкцию типа «булл-пап», в которой пистолетная рукоятка и спусковой крючок вынесены вперед по отношению к магазину и затвору. Это позволяет в какой-то мере за счет удлинения ствола снизить в нем давление пороховых газов. В результате длина ствола у автомата GD 50,4 см (у М4 – 36,5 см), а пулемета – 55,5 см (у М249 – 40.3 см). При этом в целом новые автомат и пулемет существенно короче старых.

Textron Systems (TxS) объединила усилия с Heckler & Koch (HK) производящей автоматическую винтовку М27 для морской пехоты и производителем патронов Olin Winchester (OW). Ими был разработан 6.8 mm патрон с гильзой из пластика, что снизило вес патрона на 30%. Специальная конструкция оружейных систем предложена для эффективного охлаждения каморы, чтобы избежать эффекта нагревания пластика.

Sig Sauer разработал свой 6.8 мм патрон по более традиционной схеме, где основание из нержавейки соединяется с латунной гильзой. Оба этих элемента производятся в отдельности и могут быть более тонкими, что приводит к снижению веса патрона на 20%.
Вдобавок разработчики предусмотрели усиление тех элементов оружия, которые подвергаются более сильному воздействию. Длина патрона (51 мм) позволяет использовать имеющиеся магазины, а дизайн патрона и пули совместим с имеющимся станочным парком.

Пока же запланированы испытания на 2020-2021 годы и лучший из трех патронов будет выбран в начале 2022 года. Новые оружейные системы начнут поставляться на вооружение пехоты, разведчиков и спецназа уже в 2022 году. Вспомогательные войска и водители пока останутся вооружены карабинами М4.

Новое стрелковое оружие станет лишь одной из составных частей интегрированного вооружения пехотинца включающего тактические очки с прицелом, и множество разных причиндалов, которые разрабатываются промышленностью в рамках кардинального перевооружения инициированного бывшим министром обороны ( и морским пехотинцем) Джимом Маттисом для усиления летального эффекта в ближнем бою тех военнослужащих, которые непосредственно подвержены опасности. И новое стрелковое оружие разрабатывается с учетом существующих дополнительных возможностей интегрированного вооружения.

Большой вопрос как убедить страны НАТО, которые ранее уже согласились перейти с калибра 7,62 на 5,56, совершить еще один переход от 5,56 к новому калибру 6,8 мм. Это потребует значительных капиталовложений и прежде всего в создание стратегического запаса патронов и оружия на случай войны.

И все же процесс перевооружения пошел. TxS совместно с HK взяв за основу М16 разработала три версии ручного пулемета для 5,56, 6,8 и 7,62 калибров, а также с 2004 года выпускает карабин НК416 из которого убили Осаму бин Ладена.

Від Ustym

12 коментар до “Мал золотник, да дорог…..часть 2.”
  1. Бронежилет лучше пробивается быстролетящей легкой пулей, чем более тяжелой медленной.

    1. Пробивает скорость это правда, но должна быть и геометрия соответствующая, в противном случае пуля или снаряд быстро потеряет скорость и бронепробиванее. Например, возьмем 8 гр. пулю в калибре 308 Win, с длинноствольной винтовки она вылетит со скоростью 950 м/с, на расстоянии в 50-100 м будем иметь лучшее бронепробивание чем стандартная пуля (840-860 м/с), но на расстоянии в метров 400-500 скорость стандартной пули будет уже больше за счет лучшего баллистического коэффициента, вот почему снайпера тяготеют к тяжелым/длинным пулям. В арте из этой проблемы вышли используя подкалиберные снаряды, где легкий ( по сравнению с ОФ снарядом) лом имеет и большую скорость и хорошую геометрию. Но вернемся к 8 гр. пуле в калибре 7,62, пуля говно, короткая, быстро теряет скорость, имеет баллистический коэффициент под 0,4, но… если мы возьмем 8 гр в калибре 6,8 мм, нейкнем гильзу 308 ВИН то получим и скорость 950 м/с и длинную пулю, которая будет иметь лучший БК чем винтовочная пуля в калибре 7,62, и вроде все просто вперед, переходим… а здесь появляется НО. Отдача и износ ствола. Поэтому мой прогноз, гильзу будут уменьшать, по сравнению с 308 ВИН, и скорость пули будет под 860 м/с, что не достаточно для пробития стандартной керамической плиты.

      1. Я говорил “при прочих равных”. Пистолетные патроны “считается”, что не пробивают бронежилет класса IIIA. Тем не менее “горячий” пистолетный 10мм с легкой цельной медной пулей от Underwood в тестах бронежилет (и бронестекло) пробивал.

        Вот такой вот:
        https://www.underwoodammo.com/collections/handgun-ammo/products/10mm-auto-115-grain-xtreme-defender?variant=18785704607801

        На ютюбе куча видео из серии “а если вот так стрельнуть – пробьет?”

        А так да, вы правы, существует миллион разных патронов и они заточены под разные задачи.

  2. От вже ці невгамовні капіталісти.
    Спочатку довго придивлялись до малих калібру і довжини патрону, не бажаючи відмовлятися від класичних гвинтівкових пропорцій, потім потягли за собою союзників, потім збили з шляху нестійкий розумом у питаннях зброї і плагіату, совок. А тепер почухали потилицю, чи що там вони чухають, вигадали, з ким тепер будуть воювати, і збільшують калібр. При цьому головні вороги як сиділи на 7,62 і стріляли ним в спину або з-за рогу, так і залишились на тому. Вангую, якщо до 6,5-6,8 не зроблять нормальних, тобто технологічних порохів та сердечників, обхають їх, як зараз хають 5,45-5,56.
    В тій всій історії для мене особисто шокуючими реперними пунктами /моментами, були:1. 12-ти річна, по факту, доводка до розуму АК,(про формальне прийняття на озброєння прохання не згадувати) 2. поневіряння Стоунера при впровадженні М-16, 3. АКСУ взагалі і на озброєнні ментів, зокрема, 4. безшумний (!) комплекс на базі АК, останнє, що добило – 4.клон М-16 під 7,62*39. Конвергенція, йош їх іті…
    Думаю, далі буде ще веселіше.

    1. Сергію М.Г. “поневіряння Стоунера при впровадженні М-16”
      А поневіряння Мосіна прі впровадженні треохлінійки? Взагалі поневіряння виніхідників це щось….

  3. Народ, взаимодействие “пуля и бронежилет” это физика, пробивает не скорость, а посути кинетическая энергия и усилие на площадь сечения пули… Если достаточно энергии, то и калибр 50мм пробьёт броник, а так да – с уменьшением калибра, пробить условный материал легче. И тут производители будут искать компромисс: в устойчивости на траектории, стоимости производства, скорости, форме пули и прочих параметрах

      1. Я думаю имелся в виду 50-й калибр, он же .50 дюйма, только в этом калибре тяжело что-то найти, чтобы не пробило бронежилет, ну может быть 50GI. 🙂

    1. Кстати физика там не так чтобы очень простая. Если бы был просто стальной лист – тогда да, а с кевларом все намного сложнее.

  4. Кстати о “бронебойных патронах”:

    https://www.itstactical.com/warcom/ammunition/military-ammunition-and-why-green-tip-m855-is-not-armor-piercing/

    Там даже есть 9мм Люгер.

    Эта статья началась с того, что 5.56×45 M855 считался бронебойным, но позднее его исключили из списка бронебойных на том основании, что его сердечник не целиком стальной, а частично стальной, частично свинцовый. Этот патрон и сейчас в тире продается, но считается что для тира он небезопасный и стрелять в тире им нельзя, только на стрельбище.

  5. Из всех 3 перспективных аппаратов для отстрела новых патронов по-настоящему не зашёл ни один. Все они содержат замечательные инновации, но также все они производят впечатление чего-то не до конца допиленного.
    Для пехоты все они “жабоколы” – громоздкие винтовки а-ля G3, даже буллпапная и со складным прикладом, не говоря уже о Textron с возвратной пружине в трубе приклада (привет, Стоунер!)
    ПМСМ, это оружие класса шарпшутер взвода. Как тактические, для штурма помещений они не годятся, там потребность в компактном оружии, а в силу высокого импульса 9-граммовой пули, звук выстрела, вспышка и ударная волна, что глушит коллег – нужен глушитель и пламегас, что ещё более увеличивает габариты устройства. Подобные винтовки лучше всех удавались у НК, но мало что пошло в серию (416, 417)
    Уверенно могли бы шить бронежитеты 4+ класса защиты подкалиберные СПЭЛ, но из + только высокая бронепробиваемость, зато в минусах малая настильность и низкое останавливающее действие.
    Есть уже FN P90 и FN Five-seveN под 5.7×28 со скоростной пулей.
    Помню перспективные разработки под безгильзовый патрон, например, HK G11 (часы с кукушкой) или LSAT от текстрона, дальнейшее развитие которого мы как раз и наблюдаем.
    Но время этих штук уходит, как и время бензинодизельных мобилей.
    Мы наблюдаем закат эры реактивно-толкаемых пулек.
    Я думаю, что все они останутся прототипами, или их будут делать под гражданский рынок.
    С изобретением новых ёмких аккумуляторов и способов генерации и консервации плазмы мы ещё застанем лучемёты, плазмометатели и старые добрые компактные рельсотроны, которые пуляют «гвоздями» без пороха и жидкой взрывчатки в гильзе в принципе.

Коментарі закриті.