Но такая бурная реакция нас удивляет лишь в одном. У нас никто и не собирался как-то портить отношения с киваловско-портновской системой правосудия. А случись нечто такое, мы бы услышали много из того, что было описано выше. На самом же деле, позиция правительства проста и оно исходило из того, что если речь идет об экономии средств и это касается заработных плат государственных служащих, то она должна коснуться всех, в том числе и судей.
В одном из интервью, министр сельского хозяйства и бывший глава Христианско-демократической партии (KDU-ČSL), сказал следующее:
«Если мы хотим, чтобы общественность была более скромной, то конституционные чиновники, политики, судьи и государственные прокуроры также должны это воспринимать».
То есть, когда правительство призывает и требует от общества экономии, то было бы странно, если эти требования, в первую очередь не касаются самого правительства. Нам это понять сложно, поскольку чем тяжелее ситуация в обществе, тем сильнее жируют наши чиновники. Более того, они настолько бессовестно жируют, что уже перестают прятать свое бабло и демонстрируют шикарные личные автопарки, набитые новейшими автомобилями, достраивают собственные Версали в пригородах столицы и катающиеся как туристы по миру, за казенный счет с нулевыми или отрицательными результатами поездок, для Украины.
В Чехии такую дичь, которую творит зелень, даже представить себе не могут и потому – отталкиваются от принципа социальной справедливости и равенства. В том смысле, что если экономим, то экономим все, без исключений особо крутых, подкрученный и особо одаренных. Как оказалось, чешские судьи по этому поводу имеют свое собственное мнение и как видно, готовы идти в суд с тем, чтобы отстоять свой особенный, неприкосновенный статус.
И между прочим, Конституционный Суд Чехии неоднократно высказывал мнение о том, что материальная обеспеченность является одной из гарантий независимости судей и что государство не должно относиться к заработной плате судей в соответствии с текущими бюджетными потребностями. Или скажем так, их конституционные судьи не раз высказывали мнение о том, что не потерпят посягательств на свое материальное содержание.
Ну а нам будет интересно то, где конкретно находится предмет возникшего спора, поскольку ни вы, ни я не знаем, по какому принципу нарезают себе зарплаты депутаты, министры, судьи или сотрудники ОПы имени товарища Ермака. В Чехии этот вопрос имеет конкретное и открытое описание, а потому – каждый понимает, как именно формируется их зарплата и главное – почему и как меняется. В данном случае там не используют принципы, которые постоянно юзает наша зелень, а именно «маловато будет» или «нам не фатает на жысть».
Так называемый базовый оклад судей сейчас представляет собой произведение средней заработной платы по народному хозяйству за прошлый год и установленного законом коэффициента три. То есть, имеются открытые данные правительства о средней заработной плате по стране за прошлый год и к нему применяется коэффициент три, все ясно и понятно. А споры возникли потому, что правительство намерено уменьшить коэффициент с 3,0-х до 2,822, и это судьи приняли в штыки, заявив о том, что это – неслыханно.
Подсчеты же показывают, что средние зарплаты в Чехии действительно подросли и потому даже уменьшенный коэффициент не приведет к фактическому снижению заработной платы судей. Она просто останется на прежнем уровне. При этом, зарплата других высших чиновников, законодательно привязана к базовой заработной плате судей, и сенаторы с депутатами, имеют 83,3% от базового оклада судьи. Таким образом, уменьшение коэффициента у судей автоматически ведет к пропорциональному уменьшению зарплаты и всех остальных чиновников.
Тем не мене, пан Вавара прямо сказал: «На это я пойтить не могу!», а вместо этого пообещал пойти с иском к своим коллегам в Конституционный суд. Не правда ли, удивительный сюжет? А у нас – захотели себе повысить зарплаты и повысили, отталкиваясь только от глубины собственных карманов и глотки. Все нормально.
> средние зарплаты в Чехии действительно подросли и потому, даже уменьшенный коэффициент не приведет к фактическому снижению заработной платы судей. Она просто останется на прежнем уровне.
Так питання ж не в абсолютному значенні, а якраз у відносному:
> «… это немедленно отражается на интересе и качестве кандидатов на судейские должности. …»
Ринок праці — це ринок праці, й навіть при відносному зниженні зарплатні у певній галузі може відбутися перетікання кадрів з неї до інших галузей, та зниження якості нових кадрів, які будуть готові до неї йти. Навіть без жодної корупції, чисто економічна математика.
> А у нас – захотели себе повысить зарплаты и повысили, отталкиваясь только от глубины собственных карманов и глотки.
З іншого боку, в нас і коефіцієнти від середньої зарплатні запроваджувати безглуздо, бо платники податків вважають, що всі податки з зарплатні платять лише дурники.
Це Ви зараз про ЗСУ написали, чи кудОю?