Кто-то из мудрых высказал мысль о том, что чем больше он знает, тем сильнее понимает, насколько много есть того, что он не знает, и наверное, эта мысль может возникнуть только в динамике, а именно, в процессе познания. Как только этот процесс останавливается, так начинает исчезать и это ощущение. Возможно, это и есть та точка дзэн – идеального равновесия, когда само это движение уже не нужно, поскольку человек познал не все вообще, а все, что ему было нужно. Тут есть множество философских аспектов, по поводу того, что если прекращается движение, наступает смерть, пусть не физическая, а ментальная, но все же – смерть, поскольку одним из основных признаков жизни является движение.
Тут можно погружаться еще глубже и рассуждать об энтропии, но в данном случае важно то, на каком уровне возникает эта точка. Возможно, это была временная остановка до того момента, пока входящие данные не возобновили движение и в таком случае снова возвращается ощущение того, что никакой жизни не хватит для того, что охватить не то, что необъятное, а даже небольшую его часть. Не всем же двигаться непрерывно и неуклонно, в плане своего интеллектуального развития, временами возникают «перекуры» большей или меньшей длительности.
Но некоторая категория людей движется без остановок и таким примером может служить Альберт Эйнштейн, автор «Теории относительности». Собственно говоря, в историю науки он как раз и вошел, в первую очередь, как автор этой теории. Но только те, кто имеет прямое отношение к науке и к той ее части, которую описывает эта теория, знают историю этого открытия и то, что было после него. А на самом деле, Эйнштейн сформулировал теорию и она получила признание и многочисленные подтверждения ее положений достаточно рано, по меркам науки, и до конца своей жизни он пытался найти решение некоторого количества проблем, которые теория не решала.
И это при том, что в большинстве случаев, ее выводов достаточно для того, чтобы применять ее на практике и получать предсказуемые результаты. Тем не менее, ученый не раз говорил о том, что в его знаменитой теории может скрываться ошибка или что-то, что он не учел, при ее разработке. То есть, имея всемирную славу и признание, он не стеснялся сомневаться в тех выводах, сделав которые, он стал знаменитым. Проще говоря, он допускал, что даже в той области знаний, в которой он работал, ему известно далеко не все, и потому он вполне допускал, что мог совершить ошибку.
Еще раз. Речь идет об ученом, чье имя было самодостаточной ценностью и ему не нужно было никому и ничего доказывать, в плане своей компетентности, тем не менее, он сам ставил ее под вопрос как раз в соответствии с тем принципом, что чем больше ты знаешь, тем большая бездна непознанного раскрывается у твоих ног. Это – всего один из примеров, которые можно приводить бесконечно, и он говорит о том, что умный человек знает о том, что человеку свойственно ошибаться и поскольку сам он – человек, то он тоже ошибается. Причем, относится к такому положению вещей и считает, что лучше вовремя обнаружить, признать и исправить ошибку, чем отвергать саму возможность того, что он может ошибаться и выстраивать свои мысли и действия, исходя из собственного мнения о том, что ошибка невозможна в принципе.
Ну а если говорить о руководителе высокого уровня, который не допускает возможности собственных ошибок, то можно не сомневаться в том, что он будет гнобить всех, кто сначала может указать на эту ошибку, а затем и тех, кто может ее устранить. Проще говоря, он будет избавляться от подчиненных, которые могут оказаться умнее него и в конце концов, вводит в оборот известный принцип: «я – начальник, ты – дурак». Наверное, многие сталкивались с такими начальниками и знают, что это такое.
(Окончание следует)
Альберту Эйнштейну дали Нобелевку за фотоэффект, а не за теорию относительности… От так.
Но его помнят как автора теории относительности. Бывает…
99 відсотків дОвбнів не можуть освідомити, що вони довбні, бо вони – довбні!
Взагалі сумніватися в справедливості якоїсь наукової теорії – це один з стовпів розвитку науки. Коли є теорія, то її варто критикувати, для того щоб її спростувати. Тобто якщо теорія настільки гладка що її неможливо спростувати то це вже має бути підозрілим. Той же Ейнштейн піддавав сумніву свою теорію і намагався її спростувати, тобто знайти недоліки і межі її використання. Поки що це начебто нікому не вдалося але колись це все ж таки станеться. тоді не те щоб теорія хибна, але після спростування стають зрозумілими межі її використання. Для порівняння можете спробувати знайти недоліки і спростувати теорію існування Бога. Підказка: релігія – це не наука і там не потрібно наукове доведення. І взагалі там все є надзнанням, тобто таким що навіть не потребує сумніву і потреби щось доводити, все і так відомо і тому сприймається на віру.
“В его статье можно найти то, о чём в течение десяти лет Пуанкаре дискутировал с Лоренцем и что уже неоднократно публиковалось: ненужность эфира, абсолютного пространства и абсолютного времени, условность понятия одновременности, принцип относительности, постоянство скорости света, синхронизация часов световыми сигналами, преобразования Лоренца, инвариантность уравнений Максвелла, и так далее. К уже известному Эйнштейн добавил формулы релятивистского эффекта Допплера и аберрации, которые немедленно вытекают из преобразований Лоренца. Таким образом, независимый исследователь, никогда ничего не публиковавший по обсуждаемому вопросу прежде, якобы переоткрыл практически мгновенно то, что учёные класса Лоренца и Пуанкаре смогли установить только после десяти лет усилий. Более того, вопреки научной этике в своей статье Эйнштейн не делает никаких ссылок на работы предшественников, ” (Рено де ля Тай в статье «Релятивизм Пуанкаре предшествовал Эйнштейновскому» (см. Приложение 2).
«Впервые принцип относительности для любых физических явлений был введён французским учёным Анри Пуанкаре… Он показал, что не только в неподвижной, но и в любой другой системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно, законы физических явлений будут одинаковыми. Однако к такому заключению он пришёл, исходя из представлений классической физики и гипотезы неподвижного эфира» – (С.П.Кудрявцев). Следует отметить, что преобразования Лоренца «явились исходными при создании теории относительности» (Малая Советская Энциклопедия, 1959).
Изучаем матчасть!