От редакции
Иногда мы получаем такие себе эссе от наших, выехавших из Украины за время широкомасштабного вторжения. Наверное, когда-то мы коснемся этой темы и те, кому есть что сказать по этому поводу, но исключительно из собственного опыта, могут потихоньку присылать на редакционную посту свое наблюдения и соображения. Сто процентов гарантии того, что удастся из всего этого сваять серию рассказов не даю, но мысль такая есть и возможно, все пойдет в работу. А пока – маленький кусочек, необходимый для открытия несколько другой повести.
***
НА ЗЛОБНОМ ЗАПАДЕ
Недавно пришлось общаться с уехавшими в Канаду, пока по визе, а там – кто его знает, может быть, там и останутся, но их впечатления были интересны, поскольку они несколько отличаются от того, что пишут из различных уголков Европы. Здесь мы не станем описывать того, почему эти люди уехали из Украины и как они оказались в Канаде, но просто приведем один ответ на очень короткий вопрос: какое самое сильное впечатление было от того, как там выглядит жизнь?
Ответ оказался несколько философского свойства, хоть наверняка не планировался именно таковы. В общем, самым сильным впечатлением для человека, 40 лет прожившего в Украине, оказалось то, как там внешне выглядит свобода. Со слов докладчицы, есть собственная свобода и свобода окружающих, не важно, в каких отношениях ты с ними находишься: родственных, близких, дружеских или приятельских. С собой ты волен делать что угодно и это в общем, никого не касается. Все с пониманием отнесутся к самым замысловатым твоим вывихам, но все может закончиться очень плохо, когда ты тем или иным образом, посягаешь на чью-то чужую свободу.
Причем, некоторые привычные нам вещи там могут закончиться судом, штрафом или даже тюремным сроком. Причем, если кому-то даже покажется, что вы посягаете на его свободу, уже могут возникнуть проблемы, причем этот кто-то может оказаться вашим родственником или даже ребенком. Отсюда манера поведения местных жителей – они крайне толерантны и подчеркнуто дружелюбны. Это дружелюбие нельзя воспринимать как желание иметь много друзей, а как превентивная мера для того, чтобы не возникло недоразумений, которые могут вылиться в заявление в полицию или же иск в суд.
Поэтому там лучше не затевать ссоры, не хамить и боже упаси – заставлять кого-то что-то делать помимо его воли. Это прямой путь к неприятностям. Именно поэтому там никто не станет приставать к вам с расспросами, а тем более – не полезет к вам с советами или рекомендациями, если вы об этом не попросили прямо. Поэтому, с одной стороны, люди там улыбчивы, а с другой, они не станут к вам лезть ни с советами, ни с предложениями помощи в ситуациях, когда у нас вряд ли посторонние прошли мимо. Если вы явно не просите о помощи, скорее всего, все сделают вид, что у вас все ок.
Поэтому их разговоры коротки и стандартны: “Как твои дела? – Все хорошо, а твои? – Отлично”. Хотя вполне возможно, что ни у первого, ни у второго нет и намека на то, что все там хорошо и замечательно. Или простой пример. Если барышня будет из последних сил тянуть по ступенькам чемодан, ей вряд ли кто-то поможет. А у нас могут просто без слов подхватить его, занести наверх и не дожидаясь благодарности, пойти дальше. Или уступить место пожилой даме в общественном транспорте, может оказаться рискованным делом. Это пришлось ощутить на себе, когда проделал такой фокус в парижском метро. Дама действительно была крайне удивлена, но видимо поняв, что исполнитель – иностранец, все же улыбнулась и сказав: «Мерси, мсье!», уселась на мое место.
(Окончание следует)
Наверное, я нахожусь на каком-то другом “Западе”, потому что всё выглядит несколько иначе.
Да, очевидной наглости здесь совсем не наблюдается (в сравнении с Донецком – “небо и земля”), но от предложений помощи приходится уворачиваться постоянно. Особенно это ярко выражается в продуктовом супермаркете, поэтому стараюсь подолгу не задерживаться у какого-то отдела, иначе, последует вопрос – не ищу ли я что-то. Ну, а на кассе вообще не припомню момента, когда бы не предлагали (понятно, из-за моего возраста), не помочь ли донести товар до машины. В хозяйственном супермаркете, где был дочерью, пытался водрузить мешок с песком на свою тачку, но подошёл мужчина средних лет, без слов аккуратно отодвинул меня, погрузил мешок и пошёл дальше. И это был не сотрудник, а покупатель.
Безусловно, все люди разные, но общая картина выглядит прямо противоположно той, что рисовала московская пропаганда, которой завидовал даже Геббельс (что стараются скрыть, постоянно называя гитлеровского “глашатая” родоначальником лжи).
Открытость (и, к сожалению, наивность) большинства американцев я с удивлением обнаружил в 2009-м, когда первый раз побывал в США (точнее, на Среднем Западе – в самом центре страны) и с тех пор всё больше в этом убеждаюсь. Так что про “приклеенные улыбки” – это не к ним.
Підтверджую!
Все эти вопросы в магазине – это такой “ненавязчивый” сервис. А еще в ресторанах бывает официант только и бегает вокруг и постояннно спрашивает “все хорошо?”, “ничего больше не нужно?”. Это не реальное человеческое общение – работа такая.
Живу в Торонто 25 лет. Что не принято приставать с расспросами или советами, это правда.
Чемодан донести могут предложить, и место в транспорте предлагают. Даже мне предлагали пару раз, хотя мне не нужно. Если я хочу уступить место, то делаю вид что собрался выходить, а потом ухожу в другой конец вагона.
Впечатления новичков в Канаде в чем-то верны, но ограничены. Канада весьма разнообразна.
Стандартная ошибка свежеприехавших, зараженных совковыми мифами, слабо владеющих языком и не ориентирующимися в местной жизни. Плюс селящихся для начала в не очень подходящих местах.
И двери могут открыть или придержать, и чемодан поднести и разговор завести и даже позубоскалить.
Прожив много лет в Австралии, я научился не давать советов даже в собственной семье. Всегда говорите: «Делай то, что считаешь правильным». Недавно дал сыну совет, который считал правильным, но позже оказался неверным.