Brussels, Belgium, 15 May 2018.Flags of UN and EU stand in European council Building.

От редакции

Как было обещано еще утром – вторая статья о том, как проясняются контуры некоторых явлений.

***

Для того, чтобы перейти к основной части материала, нужно сделать два технических отступления. Скорее всего, ни для кого здесь не будет ничего нового, но тем не менее, мы напомним эти два момента. Первый момент заключается в том, что практически во всех криминальных кодексах мира описаны формы соучастия в преступлении. Это – крайне важно для выяснения роли каждого из участников преступления, если оно совершено группой лиц. Понятно, что чаще всего мы обращаем внимание на заказчиков, организаторов и исполнителей преступления, но есть еще и пособники всех мастей. Кто-то добывал информацию для того, чтобы преступники имели правильный план действий, кто-то отвлекал силы правопорядка, кто-то отключал системы безопасности, а кто-то помогал скрыть следы преступлений или создавал препятствия для расследования основного преступления. В таком случае важно, что соучастник понимал смысл своих действий и на что они направлены, проще говоря, нужно установить умысел в этих действиях и если он есть, пособник становится соучастником и несет ответственность по той же самой статье, по которой привлекаются те же исполнители.

Второй момент лежит в международно-правовой плоскости. Мы уже не раз писали о главной идее создания ООН и тех задачах, которые эта организация призвана решать. Поэтому здесь не станем это повторять еще раз, но обратим внимание на другой, частный момент работы ООН. Ведь Устав ООН имеет чисто декларативный вид, а конкретные действия организации невозможны без применения соответствующих инструментов. И здесь она руководствуется международными конвенциями, которые регулируют те или иные аспекты жизни человечества. Например – конвенции устанавливают объем неотъемлемых прав человека или они же регулируют правила ведения военных действий, если избежать войны не удалось.

И вот сама ООН или ее специализированные органы, наподобие МАГАТЭ или ВОЗ, как раз и действуют в таком ключе, чтобы страны не отклонялись от конвенционных норм, в тех или иных сферах своей деятельности. То есть, организация контролирует соблюдение этих норм и в случае отклонения от них – бьет тревогу и прилагает усилия для того, чтобы сделать общеизвестными факты нарушений, и как следствие – принятие мер для того, чтобы нарушитель был вернуться к режиму их соблюдения. Видимо, изначально имелось ввиду, что власть в конкретной стране, может получить политическая сила, имеющая низкий уровень квалификации и потому – действующая не вполне в рамках, очерченных цивилизованным миром. 

В таком случае надгосударственная структура – ООН, фиксирует нарушения, обращает на это внимание нарушителя и предлагает пути возвращения к цивилизованным нормам, а если это не удается, этот вопрос уже ставится уже в плоскости принуждения через санкции, а иногда и путем силового воздействия коалиции стран, под эгидой ООН. Между прочим, нечто подобное было во время двух войн в Заливе. В общем, это так должно работать в теории, но похоже на то, что все уже необратимо изменилось на свою полную противоположность и ООН все чаще становится соучастником чудовищных преступлений.

(Окончание следует)