Буквально вчера-позавчера, у нас бурно комментировался отказ экс-президента США Трампа приехать в Украину и посмотреть на то, что здесь творили войска прутина, которого Трамп любит и по его словам, прутин любит его. Как только не комментировали этот отказ, но следовало обратиться к словам самого Трампа, который сказал о том, что для такого визита сейчас не лучшее время. Эту формулировку восприняли как фигуру речи, чтобы отговорка выглядела благообразно, тем не менее, надо было хотя бы разобраться в том, что именно сказал Трамп и почему. А на самом деле, ему сейчас действительно не до длительных перелетов и переездов. Но сначала мы напомним кое-что из того, о чем было написано не раз.

Дело в том, что Трамп вынырнул в президенты абсолютно без партийной карьеры и для Штатов это – не хорошо. Дело в том, что занимаясь партийной работой, человек становится публично известным, и если у него имеются уж слишком нехорошие скелеты в шкафу, их обязательно обнаружит пресса и вытащит на обозрение. Поэтому важна такая себе экспозиция, чтобы вытряхнулось все, компроментирующее политика, а плюс к тому, находясь на политической траектории, он уже ведет себя крайне осторожно и по крайней мере – избегает новых «подвигов». Только получив такую «выдержку» временем, политик может рассчитывать на выдвижение вверх, вплоть до президента.

А вот из бизнеса в президенты идти не принято, поскольку в таком случае, шкаф со скелетами превращается в огромный склад и там только потяни – посыплется нескончаемым потоком. Но в случае с Трампом все оказалось несколько иначе. Долгое время у него был очень опытный адвокат, который  привил еще молодому Донни тактику поведения во всех спорах. Суть ее заключалась в том, чтобы любые споры или проблемы с законом решать до того момента, когда его притащат в суд и он даст клятву давать показания под присягой. То есть, само появление Трампа в суде считалось катастрофой и на самом деле, вплоть до последнего времени, под разными предлогами, в суд он не заходил. 

Но все изменилось после его отставки, и теперь он из судов не вылазит и весь его предыдущий опыт защиты оказался бесполезным, поскольку он зашел за ту черту, за которую никогда не заходил. И тут для него, на старости лет, возникла совершенно новая ситуация. С одной стороны, он таки вынужден зайти в суд, а с другой – он уже привык помыкать своими адвокатами в рамках старой парадигмы и потому мало прислушивается к их советам, касающихся именно тактики поведения в судебном заседании. А это – крайне важный компонент, если суд объективный и незаангажированный одной из сторон, что у нас является крайней редкостью.

И тут в любом процессе Трамп мог бы выбрать две тактики. Первая состоит в том, чтобы воспользоваться Пятой поправкой Конституции и отказаться давать показания в отношении себя, родных и близких. Это право у него никто не может отнять, но в таком случае суд будет рассматривать обстоятельства дела без его участия и соответственно, принимать решение на основании тех доказательств и пояснений, которые были представлены сторонами в суде. Причем этот механизм работает в режиме триггера. Ты либо отсылаешься на Пятую поправку и отказываешься от дачи показаний и дальше суд идет уже без твоего участия до самого конца, либо если ты согласился давать показания и дал клятву говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, то одновременно отказываешься от использования Пятой поправки. 

(Окончание следует)