Но это всего лишь один из показателей того, что Европа таки проснулась и заметила удавку, которую прутин и Меркель накинули на ее шею с улыбками и разговорами об «энергетической безопасности», а на самом деле, изменения пошли дальше. В этом году впервые было инвестировано больше средств в возобновляемые источники энергии, чем в добычу нефти и газа, и структура потребления энергии из разных источников стремительно меняется. В результате же Европа уже стала меньшим потребителем газа. Скажем так, сегодня Европе газа нужно меньше, чем несколько лет назад, и эта тенденция будет становиться все более заметной, поскольку инвестиции в альтернативу дадут свой эффект не сразу, а через пару-тройку лет.
Таким образом, создается необратимая для Газпрома ситуация, когда с одной стороны, правительства стран ЕС прилагают максимум усилий для того, чтобы сократить потребление газа вообще, а с другой – обеспечивают оставшуюся долю газовой энергетики большим количеством источников его поступления. Так, на северном побережье Европы как грибы растут терминалы по приему СПГ, и в общем, их запуск тоже станет необратимым фактором для Газпрома, поскольку на них уже заводятся долгосрочные контракты поставок СПГ.
Ранее мы писали о том, что Чехия, например, взяла в долгосрочную аренду мощности одного из терминалов по приему СПГ в Нидерландах и получила возможность обеспечивать до трети своих потребностей в газе за счет поставок сжиженного газа по долгосрочным контрактам. Мы предполагали, что пройдет всего несколько лет и в Европе забудут слово «Газпром» как дурной сон и прямо сейчас это становится реальностью. Но не только это. Внутри ЕС идут процессы переформатирования газотранспортной системы так, чтобы обеспечивать прокачку газа уже не с восточного направления, а с севера и юга.
В этом процессе особую роль играет Польша, которая комплексно и качественно выпиливает газпром не только для себя, но и для Европы. Как известно, Польша уже получает газ из Норвегии, по трубопроводу «Балтик Пайп», запущенному в прошлом году. Несколько лет там работает регазификационный завод в Свиноуйсьце и прямо сейчас идет строительства еще более мощного терминала FSRU в Гданьске. То есть, Польша постепенно становится хабом для приема и распределения газа по Центральной Европе.
По состоянию на сегодня, Польша уже построила соединения своей газотранспортной системой с такими же системами соседних Дании, Литвы и Словакии. Насколько можно судить по сообщениям польской прессы, идут переговоры о строительстве интерконнектора с Чехией. Тоже самое Варшава предлагала и правительству Германии, но сейчас у них напряженные отношения, которые должны успокоиться после выборов, которые должны пройти в Польше. Но и на самой польской территории идут работы для того, чтобы газ, который приходит по трубам или в виде СПГ, можно было бы без проблем транспортировать в любом направлении внутри Польши и при необходимости – качать его соседям.
В этом смысле, правительство Польши оказалось очень дальновидным и так получается, что оно идет на шаг вперед перед событиями, которые потом разворачиваются. Не удивительно, что именно Польша оказалась страной, которая первой получила полную энергетическую независимость от москвы и когда на пике газовой войны страны ЕС предпринимали экстренные меры, Варшава уже имела собственную альтернативу. И прямо сейчас мы наблюдаем, что она не стоит на месте и только усиливает свои позиции.
(Окончание следует)
Я не був у Польщі років з п’ять, і був здивований, як вона швидко змінилася на краще. Враження, що ти заїхав принаймні в Бельгію. А Угорщина, так, до слова, таки добряче задрипана.