Сегодняшние события в Азербайджане имеют еще одно, чисто экономическое измерение, о котором вчера было сказано вскользь, а сегодня уже можно на этом ставить акцент. Кроме того, что Азербайджану уже давно пора возвращать свои территории, есть еще один стимул делать это прямо сейчас. Как не раз отмечалось ранее, более 30 лет вялотекущей войны, с отдельными вспышками активности, четко указывали на то, что фактическому агрессору – Армении, она не несет прямой выгоды, поскольку полностью захватить Азербайджан у нее не получилось бы при любых раскладах, а без выхода к морю, геополитика тут была так себе. Поэтому выгода тут была опосредованной.
По сути, Армения использовалась москвой как инструмент, которым москва пыталась блокировать поставки азербайджанских нефти и газа на рынок Европы, чтобы уменьшить конкуренцию Газпрому и Роснефти. Это тем более очевидно, что при царской россии бакинские нефтепромыслы осваивались британскими компаниями и потому поставки азербайджанских углеводородов именно в Европу всегда выглядели делом естественным. И вот именно это москва и пыталась либо блокировать полностью, либо минимизировать более трех десятков лет. Понятно, что за исполнение этой роли москва вознаграждала Армению подачками.
Но вот, благодаря союзу с Турцией, Азербайджан стал постепенно освобождаться от российско-армянских пут и первая кульминация этого процесса пришлась на 2020 год. Но как известно, окончательно вопрос Карабаха не был решен, а значит, инструмент в руках москвы все же остался. Но ситуация стала более острой с началом широкомасштабной агрессии федерации против Украины. И тут дело не только в том, что у москвы не осталось военной мощи, чтобы хотя бы иметь ввиду крупный замес в этом регионе, а потому, что рынок нефти и особенно газа в Европе претерпел существенные изменения и для Азербайджана открылось окно возможностей, которое просто нельзя терять.
Только вот почти удвоение поставок газа к 2027 году, о котором договорились Баку и Брюссель, теперь уже потребовал окончательного решения карабахского вопроса, чтобы не было даже минимума рисков для таких масштабных проектов. И потому Баку решил навести порядок с Карабахом так, чтобы можно было двигать свои нефтегазовые проекты на тот рынок, где недавно доминировала россия. И в самом деле, европейский рынок газа претерпевает просто колоссальные и необратимые изменения.
Так, анализируя ситуацию на этом рынке, издание The Wall Street Journal отметило увеличение поставок, сравнительно с 2021 годом:
-из США – на 144,3%;
-из Азербайджана – на 17,6%;
-из Алжира – на 15,7%;
-из Норвегии – на 8,5%.
В этом сезоне на полную мощь начинает работать норвежско-датско-польский газопровод Baltic Pipe и ожидается мощный заход на рынок СПГ из Конго. Но особенно сильно должен нарастить свои поставки Алжир. Долгое время, своей южной веткой газопровода, Газпром выдавливал алжирский газ, в первую очередь из Италии. И это при том, что в Алжире, компания Eni, совместно с алжирскими компаниями, обнаружили новые, крупные месторождения газа. И вот теперь фактор Газпрома исчез и процесс пошел стремительно и набирая обороты. В общем, через 2-3 года, в Европе даже забудут название «Газпром», ну а Си Цзиньпин, скорее всего, по дешевке скупит ту часть Газпрома, которая качает газ в Китай. Когда все это закончится, где-то на норвежской морской платформе и в пустыне Алжира появятся две статуи прутина, которые будут подписаны одинаково, хоть и на разных языках, – «убийца Газпрома».
Невірний буде надпис на статуях. Всі знають, який має бути. І слово те набагато ємніше все пояснює. На будь-якій мові.
Але ж як гарно пофарбована та нафтова платформа на фото! Як символічно 🙂