“Война – это путь обмана”.
Сунь-цзы.
Искусство войны (453—403 до н. э).
С учетом эпиграфа любые рассуждения о тактике и стратегии противников в мировом противостоянии, не говоря уже о возможном военном конфликте между ними, казалось бы не стоят бумаги на которой они написаны. Ведь одно дело доступные материалы из открытой печати и совсем другое реальные планы подготовки к войне…. И тем не менее в последнее время даже в открытой печати наметился явный переход от обсуждения подготовки к региональным войнам типа той, что велась в Персидском заливе с позиции абсолютного преимущества, к чему-то гораздо более масштабному.
Россией были созданы и искусственно поддерживаются несколько региональных конфликтов, в том числе позиционная война на востоке Украины имеющие целью ослабить и контролировать сопредельные государства (Украину, Азербайджан, Грузию).
Один за другим теряют силу договора о разоружении 40 лет обеспечивавшие относительную стабильность отношений между крупнейшими державами или оборонительными блоками. США только что вышли из двустороннего Договора о ракетном вооружении средней дальности, с Россией, который она нарушила. Срок действия нового Договора о сокращении стратегических вооружений, заключенного между Путиным и президентом Бараком Обамой в 2010 году, истекает в начале 2021 года, если обе стороны не согласятся продлить его.
Мир похоже вступает в новую фазу стратегического противостояния, где противники не только Россия и США, а Россия, Китай, США и т.д. по списку, которому ни конца ни края. Одна из основных проблем здесь, это существенный рост военного потенциала Китая создавший значительный дисбаланс в трехсторонних отношениях США-Россия-Китай. Китай до сих пор избегал участвовать в переговорах о каком бы то ни было ограничении своего потенциала и похоже будет всячески избегать таких переговоров в будущем.
Присоединив Гонконг (1997) и Макао (1999) Китай последовательно реализует свою традиционную политику объединения всех утраченных в прошлом территорий. И нет никаких сомнений, что следующим на очереди стоит Тайвань, один из союзников США на Дальнем Востоке.
Так что региональная гонка вооружений между Тайванем и Китаем будет продолжаться, что делает маловероятными какие-либо попытки ограничения военного потенциала Китая. С прицелом на Тайвань Китай уже создал флот способный проводить крупные десантные операции оснащенный более 50 десантными кораблями и среди них десантными кораблями на воздушной подушке класса “Зубр”. А после Тайваня кто на очереди? Снова Вьетнам? Или на сей раз Сибирь? Однако попробуем предугадать, как лягут карты…..
В последние 600 лет у Китая океанский флот как таковой практически отсутствовал. Но это не значит, что правители Поднебесной полностью от него отказались. По разным сведениям ВМФ Китая уже занимает первое место в мире по числу кораблей (498 боевых и 232 вспомогательных) и второе по суммарному водоизмещению. Для сравнения у России 178 кораблей, у США 288 боеспособных кораблей из 480 имеющихся в наличии. Предполагается, что к 2030 году флот Китая превзойдет флот США по числу кораблей вдвое, а количество морских пехотинцев возрастет впятеро (с 20 тыс до 100 тыс).
Ни для кого не секрет, что в той или иной степени в это противостояние волей-неволей оказываются втянуты союзники – на стороне США это 29 стран НАТО и 5 кандидатов на вступление в эту организацию, включая Украину, плюс 18 основных союзников вне НАТО. Вместе взятые эти страны ответственны за 70% мировых расходов на вооружение. На противоположном полюсе – Китай и Россия и их сателлиты.
В контексте уже упоминавшегося эпиграфа примечательно заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что альянс не намерен отвечать на развертывание российских ядерных ракет таким же образом. Чего здесь больше – трезвого взгляда на то, что члены НАТО не очень торопятся увеличивать военный бюджет до условленных 2% или военной хитрости по рецепту Сунь-цзы? Судя по ускоренной программе развития стратегического ракетного оружия в Иране и КНДР непохоже, чтобы Китай и Россия слишком уважали такую позицию.
Экономическое развитие Китая и прежде всего его прибрежных районов привело к тому, что в Китае находятся 14 из 20 самых важных портов мира. В настоящее время 80% нефти необходимой Китаю транспортируется через Малаккский пролив, который контролируют союзники США – Таиланд и Сингапур. Налицо громадная зависимость экономики Китая от морского транспорта.
Не отсюда ли попытки восстановить континентальный Шелковый путь и наладить поставки углеводородов из Средней Азии и Сибири? На этом фоне примечательно усиление взаимного притяжения России и Китая в военной сфере столь явно выразившееся недавним инцидентом в воздушном пространстве Южной Кореи, когда бомбардировщики Китая и России были обеспечены радиоэлектронным сопровождением с российского самолета.
И соответственно меняется тон аналитических обзоров. Национальная оборонительная доктрина разработанная министерством обороны США в 2018 году переориентировала аналитические ресурсы на поиски решения сложной проблемы – как победить двух основных противников США – Россию и Китай?
И здесь с учетом асимметричности исповедуемой вероятными противниками, некоторые из подходов проверенные во время войны в Персидском заливе, как, например, подавление ПВО, быстро теряют свою былую привлекательность. Это следует из сообщения центра новой американской безопасности.
Из него следует, что полное уничтожение глубоко эшелонированной системы ПВО Китая и России может оказаться не слишком эффективным, а потому довольно затратным и длительным процессом. За это время ВС Китая и России могут напасть на близлежащих союзников США и захватить их территорию. Следовательно необходимо нанести существенный урон центрам управления, как ВС так и государства в целом, в условиях существования относительно эффективной системы ПВО.
Союзники?
В свете ухудшения в эру Трампа взаимоотношений между США и основными странами НАТО определенный интерес вызывает не военная активность ВС вероятных противников, а их подготовка к проведению гуманитарных операций и их снабжения. Снабжение лежит в основе любой военной активности и потому подготовка способности снабжать войска является важнейшим элементом подготовки к военным действиям.
Многие наблюдатели были удивлены проведением в Германии совместных китайско-немецких учений «Combined Aid 2019». Если верить сообщению китайского информационное агентство Синьхуа, целью учений было подготовить военных медиков Китая и Германии к работе в кризисной ситуации, как, например, при стихийных бедствиях или при вспышках серьезных заболеваний. Ну это если очень сильно верить…..
Еще более примечательно, что эти учения последовали за совместными военно-медицинскими учениями в Чунцине в 2016 году, где НОАК и немецкий бундесвер тренировались реагировать на последствия землетрясения. В этой связи один из экспертов НАТО в Атлантическом совете заявил, что «присутствие китайских военных в Германии будет иметь негативные последствия».
Несомненно, это окажет эффект на и без того не лучшие отношения Германии и США в НАТО. А для Китая это дешевая пропагандистская победа. Напомним, что пока Китай флиртует с Германией, Россия занята примерно тем же на южном фланге НАТО в Турции. Похоже Германия и Китай поставили себя в двойственную позицию. Их попытка усидеть на двух стульях может им дорого обойтись.
В США наконец почувствовали, что эра неоспоримого военного преимущества закончилась. Если США не адаптируется к новым вызовам, то существует вероятность поражения в войне с Китаем или Россией или обоими противниками. В такой ситуации США опасаясь проигрыша могут отступить. В конце концов разве стоит ”умирать за Нарву”? А такой выбор в свою очередь вызовет разрушительные последствия для взаимоотношений с союзниками по НАТО и не только с ними.
В силу благоприятствующей географии и Россия и Китай способны захватить и удержать территорию союзников США невзирая на сопротивление со стороны США. И если они встанут на этот путь или просто напугают соседей и подавят их волю, это запустит развал альянсов с участием США и сместит баланс силы в Европе и Азии.
Если Китаю удастся добиться этого в западной части Тихоокеанского региона, он сможет доминировать в самом обширном регионе земного шара с быстро развивающейся экономикой. А если такое же удастся России, то она разрушит НАТО и Восточная Европа снова окажется под контролем России.
“напасть на близлежащих союзников США и захватить их территорию” – не знаю как насчёт Китая, но у бензоколонки всё равно всё получится как с Ичкерией. То-есть она, вроде как, ликвидирована, но дань платят “победители”.
На счет Германии мне кажется, что ее действия вписываются в следующую парадигму: так как после ВМВ всех собак повесили именно на Германию (остальные страны оси прошли боком) то о лидерстве Германии сейчас очень проблематично самой Германии заикаться, и только следующая бойня может списать все их предыдущие подвиги. Именно этим соображением,как мне кажется, сейчас и руководствуется правительство Германии. этим объясняется все действия и по потокам, и по заигрыванию с Китаем и Ираном, и политика навязанная по беженцам и прочее прочее …