Развитие событий вокруг Трумповых тарифов просто поражает своей стремительностью. Только мы сделали допущение, что манипуляция с биржевыми индексами была просто мошенничеством через использование инсайдерской информации и тут – прошло прямое подтверждение этого положения вещей. Мы себе предполагали, что ни Конгресс, ни какой-то другой контролирующий орган, просто не смогут провести расследование, чтобы установить этот факт, но додик лично собрал своих корешей в Овальном кабинете и заявил о том, что они его слушались и потому – заработали на его «маневре» с 90-дневной отсрочкой, миллиарды долларов. А ведь это была явка с повинной!
Очевидно, что никаких последствий ни для Трампа, ни для его бригады не будет, поскольку те, кто мог бы их обеспечить, успешно уволены Нейлоном Муском. Но тут фокус в другом. Прямо сейчас Трумп явно продемонстрировал, что он может крутить биржей как пропеллером и предупреждая своих друзей, близких и партнеров о том, что он выкинет завтра или через несколько часов, даст им возможность зарабатывать из воздуха. Но без последствий это не останется.
Игра на бирже – рискованное дело, но объем и формат этих рисков давно устоялся и большинство игроков играло по всем понятным правилам, пусть иногда что-то и нарушая. Но вот таких рисков, которые только что создал Трумп, еще никогда не было. Никому в голову не могло прийти, что президент США может выступать в роли активной силы, которая манипулирует биржевыми индексами и одновременно – будет источником слива инсайдерской информации. Это уже больше похоже на Зимбабве или Эфиопию.
Понятно, что в таком случае пострадает авторитет самих торговых площадок и плюс к тому, не стоит удивляться тому, что начнет падать доверие к доллару, как к резервной валюте. Крупнейшие держатели долговых обязательств правительства США и так уже начали исход из долларовых бумаг, но скорее всего, вот эти фокусы с биржевыми качелями только ускорят этот процесс. Оно и понятно, поскольку под вопрос поставлена вменяемость руководства США, чего еще не было в истории страны.
В общем, ситуация с этими долгами хоть и была тревожной, но не выглядела катастрофически. Из 36 триллионов долларов долговых обязательств, подавляющая часть находится внутри США, у резидентов, и потому тут есть варианты. Другое дело, что у самих американских физических или юридических лиц особого резона не было вкладываться в иностранные долговые обязательства. Тем более, что американские бумаги считались наименее рискованными, а вот иностранные держатели являют собой что-то вроде индикаторов, которые показывают доверие к экономическому курсу США.
Так, до 2013 года, самым крупным держателем долговых обязательств правительства США был Китай. На тот момент он держал ценных бумаг США на сумму 1,3167 триллиона долларов. И за 12 лет сократил этот объем почти вдвое – до $731, что примерно составляет 9% от всей суммы, которая на руках у нерезидентов. Очевидно, что Пекин избавляется от этих бумаг постепенно, чтобы не обвалить их стоимость и не понести неоправданных убытков, но кто его знает, как оно будет выглядеть дальше. И после того, как Китай освободил первое место, на него вышла Япония, которая по состоянию на сегодня имеет 13% от всего объема ценных бумаг, находящихся вне США с суммой $1,079 трлн, но и она плавно распродает эти бумаги. Например, за прошлый год она продала их на сумму $61,3 млрд.
(Окончание следует)