Эта цитата из песни Александра Дольского 1979 года хороша в качестве затравки. Но для начала, для порядка скажем так, что когда речь идет о бое в мировом масштабе, то как-то не очень хочется даже думать о том, чем этот бой может закончиться. Судя по всему очень плохо. И тем не менее военных аналитиков это не останавливает. Недавно в ИноСМИ появился перевод статьи по материалам анализа Рэнд Корп – “RAND Corporation (США): измотать Россию и вывести ее из равновесия”. Выводы этой статьи приводятся ниже, а любители посмаковать могут ознакомиться с полной версией на русском языке, которая находится здесь.
А ссылка на оригинал здесь.
Итак: “Согласно этому анализу наиболее многообещающими способами «изматывания России» являются те, которые напрямую воздействуют на ее уязвимые точки, страхи и сильные стороны, посредством давления на слабые места и подрывом преимущества России. С этой точки зрения главной слабостью России в любой конкуренции с США является экономика, которая сравнительно невелика и сильно зависит от экспорта энергоносителей. Лидеры России больше всего обеспокоены стабильностью и долговечностью режима, а самые сильные стороны России находятся в области военной и информационной сфер. Большинство обсуждаемых мер, в том числе перечисленные здесь, в определенном смысле способствуют эскалации, и большинство из них, скорее всего, приведут к противодействию этой эскалации со стороны России. Таким образом, помимо конкретных рисков, связанных с каждым из вариантов, существует дополнительный риск, связанный с общим нарастанием конкуренции с противником, обладающим ядерным оружием. Это означает, что каждую такую меру необходимо тщательно планировать и рассчитывать для достижения желаемого эффекта. Наконец, хотя издержки этой возросшей конкуренции будут гораздо выше для России, чем для Соединенных Штатов, обеим сторонам придется отвлечь государственные ресурсы предназначенные для других целей. Использовать хоть одну из этих мер с единственной целью ослабить Россию было бы неблагоразумно. Скорее, такие меры должны рассматриваться в более широком контексте национальной политики, основанной на обороне, сдерживании и, в случае совпадения интересов США и России, сотрудничестве”.
Интересно то, что на этом анализ Рэнд не закончился и только что появилась на свет еще одна аналитическая статья написанная другими авторами, которые пытаются предугадать варианты развития вооруженных сил (ВС) РФ. И хотя практический опыт подсказывает, что большинство предсказаний не стоят той бумаги на которой они написаны, все же интересно оценить взгляд со стороны в глобальной перспективе и оценить какими с этой перспективы выглядят шансы Украины….. Мы решили также упростить эту задачу для тех, кто спешит и привели сперва основные выводы статьи. Ну, а уж если у кого-то возникнет желание, добро пожаловать к полному тексту содержащему последующий комментарий.
Каким будет российский военный потенциал в будущем?
Эндрью Радин (Andrew Radin), Линн Дэйвис (Lynn E. Davis), Эдвард Гейст (Edward Geist), Юджени Хан (Eugeniu Han), Дара Массикот (Dara Massicot), Мэтью Повлок (Matthew Povlock), Клинт Рич (Clint Reach), Скотт Бостон (Scott Boston), Сэмюэль Чарап (Samuel Charap), Вильям Маккензи (William Mackenzie), Катя Мигачева (Katya Migacheva), Тревор Джонсон (Trevor Johnston), Остин Лонг (Austin Long).
Рэнд Корпорейшн.
Основные факторы определяющие способность России генерировать и поддерживать вооруженные силы (ВС) существенно изменились за последние 10 лет, но вряд ли они изменятся далее в средне-срочной перспективе.
Общая оценка развития ключевых факторов военных действий на суше – постоянство общего подхода в отношении развития военно-промышленного комплекса (ВПК).
Дальнейшие усилия направленные на развитие потенциала проведения военных действий на суше по всей вероятности будут направлены на развитие возможностей поражения противника на значительном расстоянии, управление боем, контроль, связь, компьютеры, разведку, наблюдение, и силы быстрого реагирования.
Проанализировав сценарии предоставляющие России шанс развития различных возможностей проводить военные действия на суше, эти исследователи полагают, что Россия продолжит развивать в первую очередь стратегическое отражение угрозы нападения, доминирование в регионе и поддержание внутренней безопасности.
Развитие ВС РФ поставило перед США и партнерами новые задачи ввиду конфликта интересов между РФ и Западом еще и потому что намерения РФ в будущем определены недостаточно четко. С момента войны в Грузии в 2008 году состояние ВС России значительно улучшилось. Состояние неопределенности в том какой будет мощь ВС РФ поставило тех, кто планирует развитие обороны на Западе перед вызовом. Россия может пытаться усилить свои многочисленные сухопутные силы для достижения паритета с Западом или же экономика и демография вынудят к ограничению размеров и качества ВС. Россия также может использовать свой военный бюджет для развития в нескольких не прямо связанных приоритетных направлениях и в том числе на подготовку войны с НАТО, военное доминирование по отношению к бывшим республикам СССР или играть роль супердержавы влияющей на весь мир. Эта краткая статья является обобщением рапорта в котором проанализировано развитие военного потенциала России в течение следующих 20 лет с упором на сухопутные войска. Проведена оценка последствий такого развития для конкуренции между США и Россией и для ВС США. Исследователи Рэнд создали теоретическую модель для анализа развития сухопутных войск РФ, которая имеет целью: (1) идентифицировать и предсказать политические, экономические, демографические и социальные факторы составляющие основу мощи ВС РФ; (2) анализировать вероятное развитие ключевых областей военного потенциала в будущем. Эта теория предлагает прозрачный, гибкий и систематический подход позволяющий предсказывать развитие в этом направлении в кратко-срочной (5 лет), средне-срочной (5-10 лет) и длительной (10-20 лет) перспективе.
Исследователи полагались на источники в свободном доступе о ВС РФ, и в том числе официальные документы правительства РФ, официальные бюджеты, законы, и выступления в СМИ, равно как и на ряд детальных сообщений правительства РФ, государственных и негосударственных исследовательских институтов о ВС РФ имеющиеся в свободном доступе и в том числе у военной разведки США и Швеции, РЭНД, и т.п. СМИ Запада и России также сообщали о развитии ВС РФ. И наконец исследователи беседовали с официальными лицами и учеными в США и РФ изучающими ВС РФ.
Прогноз факторов на которых основана российская военная мощь
Способность любой нации создавать и поддерживать вооруженные силы зависит от многих факторов. К числу важнейших относятся приоритеты в сфере безопасности, развитие экономики, расходы на военные нужды, демография, количество и качество подготовки военнослужащих и их взаимодействие. За последние 10 лет ключевые факторы от которых зависит способность России создавать и поддерживать ВС РФ претерпели существенные изменения. Тем не менее эти факторы в средне-срочной перспективе остаются неизменными. Исследователи обнаружили, что российская элита достигла согласия в отношении потенциальных угроз грозящих. Они выявили хорошо согласованную стратегию направленную на преодоление этих угроз посредством использования Россией военной мощи. Российское общество в основном поддерживает правительство, внешнюю политику и армию.
Полагают, что экономический рост в РФ составит 1-2% валового национального продукта (ВНП). Вследствие роста закупочных цен военный бюджет РФ существенно возрос. Полагают, что в дальнейшем кривая расходов выйдет на плато или будет рости пропорционально ВНП. В России не ожидается существенного прироста населения, но демографическая ситуация не катастрофична. В России создана относительно стабильная смешанная система призыва и контракта позволяющая ответить на те вызовы, которые ослабили ВС в конце 1990х-начале 2000х годов.
Вероятное развитие в будущем ключевых областей военного потенциала
В ходе анализа развития военного потенциала сухопутных войск России за последние 10 лет исследователи обратили внимание на восемь ключевых компонентов:
1) мобильные сухопутные войска; 2) неприцельный обстрел (до 100 км); 3) далекое поражение; 4) силы быстрого реагирования; 5) управление боем, контроль, связь, компьютеры, разведку, наблюдение (УБКСКРН) 6) противовоздушную оборону; 7) силы внутренней безопасности.
В каждой их этих областей исследователи анализировали недавние тенденции в развитии доктрины, финансирования, личного состава, недавние действия (военные действия, учения) и пришли к заключению о развитии в краткосрочной перспективе. Наша команда также идентифицировала три основных варианта развития: сохранить и адаптировать, где Россия в основном полагается на модернизированные концепции советского периода; подражать и адаптировать, где Россия в основном полагается на иностранных концепции; и асимметричное противостояние внешним угрозам.
Основной тенденцией развития сухопутных сил России является постоянство как в целом так и в отношении к военно-промышленному комплексу.
Мобильные сухопутные войска РФ являются хорошим примером приложения принципа сохранить и адаптировать. Этот род войск получает сравнительно небольшую долю ресурсов для приобретения нового снаряжения и модернизации старого.
После сравнительно дешевой модернизации путем установки системы управления огнем или активной защиты боевые платформы такие как (танки) Т72Б3 становятся почти такими же эффективными как новые. Россия сохранила способность к отражению угрозы наступления по массе и площади поскольку оставила на вооружении ракетную артиллерию и амуницию и обошлась без существенной модернизации. Силы быстрого реагирования и в их числе ВДВ и ГРУ-спецназ возникли из формирований советской эпохи, но представляют собой новые или значительно реформированные войска с новыми подходами к УБКСКРН и другому современному оборудованию. Войска обеспечивающие внутреннюю безопасность (Национальная Гвардия) также возникли на обломках советской эры в рамках новых или реорганизованных структур. РФ сохранила и адаптировала советский подход в развитии дальнобойных систем, используемых в театре военных действий с дальностью выше 100 км. В своей военной доктрине и подходу к развитию этих войск Россия подражает операционной концепции принятой США и адаптирует ее к своим потребностям. Но России необходимы дополнительные ресурсы, которые появились только после 2008 года для того, чтобы разместить дополнительные дальнобойные системы на самолетах, кораблях и на суше. Что же касается систем УБКСКРН, то они представляют собой комбинацию систем унаследованных от СССР и созданных в порядке подражания и адаптации западным подходам таких как сете-центрическое вооружение. Система ПВО-ПРО была создана благодаря значительным капиталовложениям советского периода в ПВО, а системы электронного вооружения представляют собой пример капиталовложений в потенциал, который является асимметричным ответом на возможное преимущество США.
Исследователи также проанализировали, как правительство России финансировало или субсидировало военную промышленность. В некоторых областях и в частности дальнобойных системах и УБКСКРН, Кремль инвестировал значительные ресурсы в дополнительное финансирование отдельных предприятий, что указывает на приоритет этой продукции. В других областях таких как ПВО и электронное вооружение РФ обеспечила долговременное финансирование для предприятий производителей стратегически важных систем вооружения. Третий подход – закрытие и перевод предприятий испытывающих трудности в состав государственных компаний отражает то что происходит с производителями продукции используемой мобильными сухопутными силами (танки и БТР) частично вследствие слабого спроса и недостаточной капитализации. И четвертый подход – инвестиции в более спекулятивные технологии имеет ограниченное применение. (У.К., см. например ).
(Окончание следует).
По ссылке на русскоязычном ресурсе статья удалена. Попрошу на английском раз такое дело.
И что это за структура такая RAND Corporation? Может это очередной русский высер, чтобы распылять внимание и вносить ложное успокоение.
RAND Corp – https://en.wikipedia.org/wiki/RAND_Corporation
Thank you for your interest:
https://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB10014.html
Силы быстрого реагирования указаны дважды в пунктах 4 и 7. Опечатка?
Исправил.
ЗаП для pitun.pump. В 70-е о RAND Corporation иногда упоминали в прессе. Американская аналитическая супер контора с тысячами сотрудников и громадным бюджетом. Я думал, что ее реорганизовали или прикрыли.