Несколько часов назад SpaceX запустила на орбиту спутник SXM-8. Как всегда, роль рабочей лошадки сыграл ускоритель Falcon 9, доля которого это был третий цикл старта и посадки и в общем, он идеально выполнил свою задачу. За 32 минуты вся миссия была закончена и вторая ступень ракеты вывела массивный спутник на орбиту, с высотой в 550 км, где он уже самостоятельно ушел на свою орбиту.
В общем, все прошло стандартно – ночной старт, чуть меньше трех минут работы первой ступени, а потом – ее мягкая посадка на плавучую посадочную платформу. Никаких сюрпризов, если бы не одна необычная деталь. Со времени предыдущей миссии прошло всего три дня и буквально только что ускоритель, поднявший на орбиту грузовой Дракон, прибыл в порт Канаверал. Это уже похоже на конвейер. Кстати, вчера Дракон удачно и без проблем пристыковался к МКС и тоже – без неожиданностей.
Тем самым SpaceX показывает способность поддерживать очень высокий темп запусков, более чем один в неделю. Собственно говоря, на этот год Илон Маск ставил рубеж в 48 запусков и хоть его вряд ли удастся достичь именно в этом году, но это уже не выглядит чем-то невыполнимым. И если в следующем году все же удастся пересечь данный рубеж, то можно говорить примерно о еженедельных, регулярных стартах ракет этой серии.
Тем не менее, внимание публики постепенно смещается к динамике развития следующего проекта – Starship. Если текущие программы уже ушли в разряд рутины или рейсовых полетов, то новая транспортная система откроет просто невероятные перспективы. В самом деле, Starship позволит выполнять межконтинентальные грузовые и транспортные перевозки, когда за час пассажиры или грузы могут быть доставлены из любой точки планеты в любую другую точку. Понятно, что не сразу, но постепенно станут уходить в прошлое изнурительные 12-15 часовые перелеты, которые с комфортом можно переносить только в бизнес-классе, со спальными местами. Перелет на другую сторону Земли за час или даже меньше – совсем другой опыт путешествий.
Ну а кроме того, модификация того же корабля способна совершенно изменить орбитальные миссии. Ведь корабль способен за раз вывести на орбиту более 100 тонн груза, вместо нескольких тонн сегодня. Например грузовик Дракон, который вчера пристыковался к МКС, привез туда всего 2,3 тонны груза и возможность доставки полезной нагрузки в 50 раз больше просто не укладывается в сознании. Плюс к тому, с дозаправкой от таких же кораблей, но оборудованных в танкеры, можно совершать и дальние путешествия к Марсу и даже ближним астероидам. И все это в рамках одной транспортной системы.
Но пока наблюдатели с нетерпением ждут первого, тестового полета и выглядеть он может примерно так.
Хотя по тем описаниям, которые давала SpaceX, ускоритель не должен приземляться на воду. В общем, программа обросла таким количеством слухов и версий, что отодвинула на задний план все, что связано с космосом. В тени осталось даже заявление главы российского батутостроения Рогозина о том, что пилотируемые полеты к Марсу – сказка, не имеющая ничего общего с реальностью, а Маск – мошенник. Но это он рассказывал и о пилотируемой программе SpaceX и в конце концов, за эти рассказы получил свой позывной «батут». Его речи а-капелло уже не воспринимаются на слух, а вот если бы он выдал это дуэтом с Юрием Лозой, да еще под мелодию «Ушаночки» или «Владимирского централа», то успех был бы оглушительным. По крайней мере – в стране балалаек.
А тем временем ситуация стремительно развивается и следующая неделя обещает быть богатой на новости именно новой программы.
Для наземных перелетов скорее всего будут использовать только 2-ю ступень, умощнив ее двигатели
“…возможность доставки полезной нагрузки в 50 раз больше просто не укладывается в сознании.”
Да, новые возможности это всегда впечатляет.
… Давным давно я изучал историю полярных исследований.
Классический вариант экспедиции выглядел так: несколько лет сбор средств на экспедицию сбор оборудования и подготовка. Потом путешествие на корабле, вмерзание в лед и дрейф вместе со льдом во время которого исследования и проводились. После чего вымерзание изо льда, если повезет, и возвращение. В общем экспедиция длилась 5-10 лет, стоила ОЧЕНЬ ДОРОГО, а исследованиям посвящалась лишь малая честь времени. Самые опытные полярники имели всего по нескольку “ходок” за всю жизнь.
И вот в 1920-х авиация окрепла и экспедицию оказалось возможным проводить на самолетах всего за несколько месяцев. Цена экспедиции упала на порядки, эффективность возросла в разы. Помню по мемуарам, что у полярников старой школы эти возможности просто вызывали шок по началу…