Еще один важный момент, о котором было сказано выше, но его следует немного развернуть. Понятно, что в худшем сценарии, когда цена нефти могла закрепиться в диапазоне 15-25 долларов за баррель, большая часть российской добычи стала бы убыточной, но какое-то время она могла держаться наплаву за счет дотаций. Различного рода «жировые прослойки», вроде «стабфонда» или его аналогов, а также «жирок» самих добывающих компаний, безусловно мог бы продержать их на плаву. Именно это сейчас происходит с Газпромом, который имеет гигантские убытки. 

Но тут важно понимать, что дотации – временная мера и она дает возможность «пересидеть шторм» и не более, а если этот шторм затягивается на неопределенное время или если вообще наступает эпоха дешевой нефти, то дотации ничему не помогут. Это будет напрасная трата гигантских средств. Причем, это будет не одноразовое мероприятие, а цикличное. И вот в таком случае пришлось бы глушить скважины. А такие мероприятия в Сибири это не то же самое, что в Аравии. Там – закрыли вентиль, нефть не течет, открыли – она пошла снова, но скважины в вечной мерзлоте – другая история. Часть из них будучи закрытой, будет потеряна навсегда и это лаптям хорошо известно.

В таком состоянии, надо было понимать, что закрыв скважины, будет потеряна основа наполнения различных фондов и вместо их накопления, прийдет стадия проедания. А это – не тот расклад, при котором можно начинать войну. С учетом же того, что публика привыкла, что сверхприбыли были вчера, есть сегодня и будут завтра, сложился определенный склад мышления, по которому был бы нанесен сокрушительный удар тем, что теперь – основной источник их благосостояния, саудиты перекрыли напрочь. В таком случае, заначка начала бы разгребаться в режиме «как перед смерью» и вот где-то к этому времени, она должна была закончиться полностью и россия стала бы тыквой, какой она была в 90-е. То есть – вернулась бы в исходное состояние. Но не случилось. И вот сейчас появились признаки того, что Аравия таки может повторить свой фокус.

ДЕЛА ТЕКУЩИЕ

Ситуация с санкциями на экспорт российской нефти, может сыграть не так, как это предполагалось изначально, а кумулятивно. Дело в том, что более двух лет назад были введены эти самые санкции и скоро исполнится два года, как они уже работают. Да, к их работе имеется масса вопросов, но в тени осталось главное следствие их работы. Россия продолжает экспорт нефти, но делает это со значительными скидками, для крупнейших покупателей – Индии а также Китая. Те нарастили объемы закупок российской нефти хотя бы потому, что она – значительно дешевле мировых цен и плюс к тому, покупатели могут выкручивать лаптям руки, грабительскими условиями.

Понятно, что даже в этом случае, лапти имеют прибыль, но ведь относительно ОПЕК и той же Аравии, лапти ведут агрессивную, демпинговую политику. Проще говоря, они продают свою нефть всегда дешевле, чем саудовскую и тем самым, отобрали у арабов часть их рынка. А ОПЕК попала в глупейшую ситуацию, когда за свой счет она удерживает планку цены нефти на каком-то уровне, но россия пользуется их политикой самоограничения для обхода санкций. По сути, действует за их счет. Рано или поздно, эта ситуация должна была получить какую-то адекватную оценку.

(Окончание следует)