Плюс к тому, на следующей неделе SpaceX запускает на орбиту третью пилотируемую миссию и техническая часть здесь полностью используется повторно, что говорит о том, что НАСА уверена в надежности техники SpaceX. Конкуренты же отстают на несколько стадий и не только по лунной программе, но и по пилотируемой. Боинг давно должен был выпустить свой «Старлайнер», чтобы обеспечит принцип двух производителей для одной программы, но когда он будет готов к оперативному применению – никто не знает, а SpaceX уже стоит накануне третьей миссии, а как говорят источники в НАСА, уже начата подготовка четвертой миссии, которая тоже рассчитана на Дракон SpaceX, как средство доставки.

Но это – лишь один аргумент формулы этого конкурса. Второй – финансирование. Как сказано выше, каждый этап конкурса предполагает финансирование победителей с тем, чтобы они доводили свои изделия до следующей стадии готовности. Подчеркнем, финансирование идет победителям конкурса. В данном случае, победителей должно было оказаться два и на них должно было пойти все финансирование. Но в НАСА говорят о том, что Конгресс «зарубил» лунную программу на 3/4 финансирования и из $3,2 мрд, выделил всего $850 млн. 

Отсюда следует, что маневрировать с этим остатком финансирования между двумя претендентами – решительно невозможно. В итоге осталось два варианта развития событий, либо растягивать программу на более долгий срок, по мере получения необходимого финансирования уже не за один год, а за три-четыре, либо сократить количество претендентов до одного.

Но как только принимается второе решение, встает вопрос о том, кто из претендентов продвинулся дальше всего или другими словами, кому из них надо меньшее финансирования до финального этапа подготовки материальной части. И тут выбор определился сам собой. Конкуренты SpaceX просто не способны работать быстро. У них не отработаны технологии, позволяющие поставить работу «на конвейер», они работают в парадигме середины прошлого века и потому, не просто не умеют работать быстро, а гарантированно не вписываются в сроки, поставленные заказчиком. Боинг со свои «Старлайнером» лишний раз показал, что он не способен работать в темпе, который диктуют нынешние реалии.

Кроме того, у конкурентов нет важной составляющей, которой безусловно обладает SpaceX. Они не умеют активно и быстро внедрять инновации, направленные на снижения затрат. А компания Маска на том стоит. Ей удалось подвинуть грандов на рынке орбитальных запусков полезной нагрузки именно тем, что даже на уровне концепции был заложен принцип радикального снижения затрат. Многоразовая система Falcon 9 является воплощением этой идеи. Плюс к этому, компания активно работает с материалами, двигателями и так далее, а в итоге она стала доминирующей на рынке орбитальных запусков и как было отмечено выше, де-факто стала единственной, кто способен доставлять экипажи к МКС регулярно и безопасно.

В общем, неожиданно для всех, SpaceX из номинальных аутсайдеров конкурса, стала его победителем и теперь получит все финансирование программы. А это значит, что возвращение человека на Луну будет обеспечено силами ее аппаратов. И в общем, так работает рынок. Эта команда оказалась намного более устойчивой в неблагоприятных условиях. Ну а официально это будет объявлено на этих выходных.

6 коментар до “SpaceX — на Луну (Часть 2)”
  1. Круто, еще круче, чем я ожидал.
    В НАСА решили не париться, а принять ситуацию как есть: сложилось так, что СпейсХ сейчас нет альтернативы – так вложимся в них.
    Разумное решение.

  2. принцип ” … не складывать все яйца в одну корзину … ” должен соблюдаться. и не дай Бог с самим маском чего случится. я думаю что у него на сегодня слишком много тех и таких … ну вы понимаете. я так думаю.

  3. В авиационной и космической индустриях очень сильна бюрократия – слишком велика цена ошибки. У Маска все это впереди.

  4. В начале 2000-х, когда НАСА, после катастроф, уже открылась бесперспективность дальнейшего развития программы Space Shuttle, было принято единственно возможное решение в духе США – привлечение к космическим программам частной инициативы.
    Из множества кандидатов были отобраны три бизнесмена, построивших свой успешный бизнес в сфере технологий: Джефф Безос (Амазон), Илон Маск (PayPal) и британец Ричард Брэнсон (Virgin Group). Самым молодым и “бедным” из них был Илон Маск. Получив гарантии технологической поддержки от НАСА все трое взялись за новое для себя дело. И сразу же началась борьба концепций. Если Безос и Брэнсон, как более старые и консервативные, видели развитие ракетной техники в поэтапном переходе от суборбитальных перевозок к космическим полетам, то Маск сразу же взял быка за рога, не заморачиваясь суборбитальными “мелочами”. В итоге, Безосу удалось создать очень хороший двигатель ВЕ-3 и выиграть конкурс на создание двигателей BE-4 для ракеты Вулкан государственно-частной инициативы ULA, однако свой проект New Glenn ему пришлось пока прикрыть, поскольку он опоздал и эту позицию уже забил Маск своим Falcon 9. Брэнсону же не удалось пойти дальше экспериментальных воздушных стартов, которые пока практического применения не имеют.
    Короче, Маск выиграл концептуально, и пусть решения Space X выглядят грубовато, по сравнению с вылизанностью изделий Blue Origin, но зато они уже приносят прибыль, а значит – у Space X есть большое будущее.
    Отрадно, что количество игроков на рынке космических запусков растет, пусть они пока и не конкуренты Space X, и Украина, в лице Южмаша, тоже в этом состязании участвует

    1. Цікаво, що Торі Бруно з ULA (Tory Bruno, CEO) рік тому казав, що, мовляв, SpaceX їм не конкуренти, тому що вони обслуговують різні сегменти ринку: державні проекти лишатимуться за ULA, а SpaceX буде займатися приватними комерційними космічними програмами (кому цікаво, подивіться серію репортажів про ULA на каналі Smarter Every Day на YouTube). Аж он воно як вийшло, і багато часу на це не знадобилося. Що ж до Боїнгу, то судячи з усього, він наразі переживає не найкращі часи і найближчим часом на інноваційному фронті від нього нічого не очікують.

Коментарі закриті.