Для того, чтобы главная мысль этой темы была более понятной и чтобы каждый смог ощутить направление движения лепрозория, необходимо сделать небольшой экскурс лет на 40+ назад, для того, чтобы описать некую картину, участником которой пришлось быть лично. Итак, ч те времена пришлось учиться в школе, которая отстояла от Украины на несколько тысяч километров на северо-восток и была она в населенном пункте, наглухо изолированном от внешнего мира. Летом туда можно было добраться либо по воздуху, либо по речкам, а зимой – по снежно-ледяной колеи автодороги – «зимнику», который к лету таял и превращался в озеро или болото. А с учетом того, что в тех местах уже начиналась тундра, то болота были просто везде. Вот такой фон был у той школы.
Тем не менее, первомайские демонстрации там исполнялись как положено и даже люто. Школьников средних и старших классов, в обязательном порядке загоняли на это мероприятие и если кто-то не явился, то разборки с родителями у директора, были неизбежными. Директрисса у нас была вполне демократичная, но все же – суровая дама и мне, как одному из главных оболтусов школы, не раз приходилось бывать в ее кабинете. Насколько грозным был ее вид, настолько разительным было общение с нею. Тем не менее, вызов «стариков» к директору – та еще эпопея и лишний раз не хотелось испытывать судьбу. Но контролировалось только участие в демонстрации, а уже что мы там вытворяли это – отдельная тема, которая не касается этой истории.
Я прекрасно помню свой первый «поход» на первомайскую демонстрацию, когда в школе (1 мая еще срывался снег и не весь выпавший зимой еще стаял), кто-то из завучей отмечал присутствующих. Каждый вписывал свою фамилию и как мог – расписывался. Я писал свою фамилию, а какую делал подпись – умолчу. Так вот, после этого – выстраивалась колонна и двигалась к месту старта демонстрации. Но очень быстро обнаружилось, что к моменту построения «личный состав» уже существенно поредел, а до места старта и вовсе дошли единицы, но в списке была отметка и предъявить было нечего.
На следующий год тактика изменилась и занесение в списки уже было организовано после демонстрации. Но и тут вышел косяк. Подписантов снова оказалось намного больше, чем фактически приняло участие в этом дебильном шествии. И вот на годом позже было принято радикальное решение. Списки сверялись как в начале мероприятия, так и в его конце, а чтобы в промежутке никто не разбежался, вместе с первой подписью, школьнику вручали портрет на палке – Брежнева или кого-то из Политбюро. Понятно, что с таким багажом нигде слоняться не будешь и выбросить тоже нельзя, поскольку мы хоть и были детьми, но понимали, что это уж слишком рискованно и что объем возможных неприятностей превышает весь профит от «смывания» с мероприятия.
В итоге пришлось присутствовать на мероприятии от его начала, до его завершения. Тем не менее, битву на палках, когда Брежнев лупил Косыгина или Подгорного – никто не отменял. Пока добирались до трибун, портреты уже могли выглядеть совсем не так, как их выдавали и возможно потом были приняты дополнительные меры, но я уже выпустился из школы и следующий Первомай был для меня по пути в армию. Наверное те, кто могут вспомнить те далекие времена, имеют похожий опыт хождения на подобные демонстрации и наверное, это было бы интересно запечатлеть каким-то образом. Просто собственный опыт я не вполне могу отобразить здесь, поскольку концовка демонстрации проходила не форматно и тут нельзя описать большей части этих приключений.
(Окончание следует)
Первомай убила картоха.Помню в 83-85 годах активно тягали флаги носить от школы,а потом с 1986 года начались огороды и дачи и родители писали записку директору,что вся семья уезжает на 3-4 дня за город и на демонстрации я не смогу быть.
будучи піонЭром, одного разу стояв в почесній варті біля пам”ятника чЛєніна. нуйогонах!
зВалити було не варіант – батьки ТЕЖ ходили в колоннах, після – поїздка в село, на посадку картоплі.
Слава богу, що в Універі ні на першотравень, ні на переворот вже не ходили – спокійно їздив додому.
Щодо причин відсутності – пару раз їздили до родичів в іншу область, але – все рівно йшли на парад, бо Ж іншого проведення часу й не передбачалось…
В Киеве, в нашей школе не заморачивались, все оканчивалось линейкой. Помню только, когда открывали леди с мечом (так мне сказанул один американец), нас студентов, погнали встречать Брежнева, благо институт был на Печерске и идти было недалеко.
Читая некоторые опусы автора, меня не оставляет ощущение, что мы жили в соседних кварталах Макеевки. А в каком автономном округе автор окончил среднюю школу, хохломансийском или ямалодонецком?
Ой не варто вам тут пастися, не ваше це… Фіно-угро татари до сенсу тут не доберуться, краще б ви на вашому московитському пасовищі паслися…
А які у вас пред’яви до, на приклад, фіно-угорських фінов чи кримських татар? Питаю як справжній фіно-татарин.
“…битву на палках, когда Брежнев лупил Косыгина или Подгорного – никто не отменял…. ”
.. да, уж… І такі моменти є дійсно самими цікавими спогадами “совку”, ба фактично мало хто не був оболтусом, яким і не ма що згадати.. ))
В нас якось на демонстрації в шкільній колоні один персонаж йшов в підв”язці з морським кортиком… Але в очікуванні до часу “старту” перед проходом трибун, сам кортик тримала в руках його мама…. “мало лі чєго”… оболтуси ведь”! .. ))))))
Нас никто не гонял в школе. В ВУЗе – да
Окончил школу на юге Украины, никогда не слышал о каком-либо принудительном посещении каких-либо демонстраций.
В школі на демонстрації не ходили. Залучали на різні совкові урочистості, виривали кульбабу на газоні райкому партії (недалеко від моєї СШ№2 м.Донецька). В студенські роки дружно йшли в студмістечко отримувати портрети та інший мотлох та далі до мене додому. Там уважно слідкували по УТ1 прохід колон щоб вчасно, але не занадто скоро, здати той мотлох.
О, так Вы учились в одной из “элитных” школ в самом центре Донецка!
Оболтусом не был и до сих пор не думаю, что этим можно гордиться.
И совсем не считаю, что нечего вспомнить.
Из портретов всегда выбирал (все равно ведь всучат) бородатого основоположника марксизма, так как остальные менялись, а эта икона была самой постоянной (хоть в совке никогда не издавали его полного собрания сочинений – и было за что).
Самое яркое воспоминание – повсеместные горы мусора после этих шествий, в том числе и из упомянутых портретов. Заорганизованность и принудиловка всегда зашкаливала, но возможно именно потому, что никто бы и не пришёл. Что забавно, имел возможность сравнить эти мероприятия в нашем до безобразия русифицированном Донецке и в шахтерском городке на северо-западе Московии: там никого не нужно было сгонять – все шли “на парад” с удивительным желанием (возможно, в связи с дополнительным торжественным поводом в очередной раз упиться).
Чого тільки не вигадували радянські керманичі у срср. Вкрай ідеологізовано проводилися масові демонстрації на травневі та жовтневі, звісно ще у столицях республік були репетиції цих демонстрацій. Потім були всілякі суботники, проводився збір металобрухту та макулатури (пионеры любят труд, поэтому никогда не подведут), також були всілякі “колгоспи” (нібито допомога селу від міста, що тривала від одного дня до місяців), так само існувало “шефство над будівництвом” (допомога пролетаріату від інтелігенції на якомусь будмайданчику), і ще була добровольча народна дружина (ДНД) — поміч міліції у підтримці громадського порядку.
Це неповний перелік того безглуздя, з чим я стикався.
Це було настільки поширене явище, що ставало навіть частиною кіносюжетів. Згадайте популярні к/ф “Операція «Ы»” — там одразу і будівництво – епізод ‘напарник’, і ДНД – епізод ‘операція «Ы»’ (а це 1965 рік), к/ф “Гараж” 1979 року — в одному з епізодів професор згадує як у фасовану картоплю візитки вкладає. А про демонстрації та суботники в кіно можна навіть окремо не згадувати – кількість зашкалює.