В пятницу прошло несколько неофициальных сообщений о том, что Франция намерена передать Украине все списанные вооружения, которыми она располагает. Официального подтверждения этому найти не удалось, но если это хоть частично соответствует действительности, то это будет хорошей новостью для наших военных. Оно и понятно, ведь множество систем вооружений, которые либо выведены из эксплуатации в армиях наших партнеров, либо находящихся на этом пути, показывают свое превосходство перед тем, что есть у лаптей. Но тут важен сам принцип ротации вооружений, которые имеются у наших партнеров.
Не секрет, что долгое время военные бюджеты урезались ниже нижнего предела и это привело не только к тому, что не закупались новые вооружения, но даже невозможно было проводить регламентные работы на том, что уже было у соответствующих армий. Мы помним о том, что вступив в должность министра обороны, Борис Писториус провел ревизию состояния вооруженных сил и пришел к выводу о том, что сухопутные силы имеют боеготовность ниже 50%, а Люфтваффе – ниже 25% и все потому, что техника была выведена из эксплуатации по причине пропущенных регламентных и ремонтных работ. В итоге получилась ситуация, что из условных 100 самолетов, в случае необходимости, можно было поднять 25, но после одного-двух полетов и их пришлось бы выводить из эксплуатации, поскольку определенные узлы и агрегаты уже выработали свой ресурс.
Напомню, эта ситуация стала достоянием гласности, когда встал вопрос о том, чтобы перебросить к восточным границам НАТО сухопутную бригаду и оказалось, что сделать этого невозможно именно по той причине, что техника и вооружения находились в плачевном состоянии, а часть и вовсе не завелась или отказалась работать. И вот сейчас появилась возможность начать все приводить в порядок и даже планировать закупку новых вооружений.
Такое состояние дел безусловно ударило и по военно-промышленному комплексу, который практически не получал заказов на новые образцы вооружений и н а производство ремонтных комплектов для того, что находится в эксплуатации. А ведь ни для кого не секрет, что такие компании часто зарабатывают не так на продажах самих вооружений, как на поставках ремонтных комплектах или обслуживании. Но и это еще не все. Очень часто правительства ограничивают экспорт вооружений, произведенных своими предприятиями так, чтобы они не были более новых итераций нежели то, что стоит на вооружении собственной армии. В итоге получилось что-то вроде замкнутого круга, когда оборонка не могла нормально работать.
Но и с этим положением вещей тоже сейчас все начало меняться. Те же французские предприятия ВПК сейчас включают повышенные обороты, поскольку пошли заказы как от собственной армии, так и экспорт стал более динамичным, поскольку вторгнувшись в Украину, москва показала миру, что бестолковое разоружение и горячечный пацифизм, который демонстрировала Украина – безусловно наказуемы.
И более того, если какая-то страна явно не заботится о боеспособности вооруженных сил, она провоцирует агрессию, которая никуда не выветрилась и в 21-м веке. Поэтому цены на вооружение пошли вверх за счет резко подскочившего спроса. В итоге, Франция уже обогнала россию по объемам экспорта оружия и вышла на третье место в мировом рейтинге. Но есть еще одна страна, которая показывает ровно такую динамику, хоть особо и не «светится» в этом плане.
(Окончание следует)