В израильской прессе вышел шикарный материал, который наша пресса, находящаяся на подсосе у ермачатины, никогда не сможет родить даже в очень урезанном варианте. Желающие могут почитать в первоисточнике, а мы предлагаем вольный его пересказ с тем, чтобы сравнит все там происходящее с тем, что есть у нас. Трезвый взгляд на события всегда позволяет увидеть слабые места в казалось бы совершенно сильной и твердой позиции. Это важно для понимания всей картины, если нужно именно оно, а не лозунги и штампы.

Итак, сейчас идет подготовка к операции ЦАХАЛ, направленной на поражение группировкам Хамас в южной части сектора Газа и целью стал приграничный с Египтом город Рафах. Он имеет довольно внушительную, в смысле борьбы с Израилем, историю именно из-за своего географического положения. В те времена различные группировки палестинских террористов построили первые внушительные туннели, ведущие на территорию Египта, с тем, чтобы через них осуществлять контрабанду всего, что необходимо для функционирования группировок, включая оружие и боеприпасы. То есть, тунельная война, в ее изначальной форме, возникла во второй половине 80-х годов, когда развернулась «первая интифада». 

С тех самых времен Рафах стал ключевым коммуникационным центром всех боевых группировок, поскольку сухопутная граница сектора Газа имеется только с Израилем и с Египтом, и очевидно, что логистика диктовала свои требования к подполью и очевидно, что выходы из подземелий должны были приходиться на густо заселенные районы городской застройки, где их трудно обнаружить. Но уже в те времена, во время Второй интифады в 2004 году, подземелья стали использоваться и в чисто боевых целях. Тогда одной их группировок удалось прорыть туннель непосредственно под форпост израильских военных, заложить туда взрывчатку и подорвать его. 

В результате этого теракта погибло пятеро израильских военнослужащих и видимо, тот опыт дал палестинцам новое осмысление туннельной войны, что вылилось в строительство настоящего подземного города под сектором Газа. Но несмотря на возражения израильских служб безопасности и многих официальных лиц, Израиль ушел с этого направления в 2005 году, решив переложить вопрос борьбы с контрабандой на Египет. По мирному соглашению, достигнутому в Кэмп Дэвиде, Египет не должен был иметь крупных военных подразделений на границе, но дополнительным соглашением Израиль дал добро на размещение у границы дополнительный отряд военнослужащих, в количестве 750 штыков. 

И тут надо заметить, что Египту совсем не улыбалось иметь у себя на границе оружейный трафик и курсирование лиц, имеющих обширный опыт ведения террористической борьбы. У него самого было множество собственных, внутренних проблем и потому получить вооруженных террористов, способных качнуть ситуацию внутри страны, им хотелось меньше всего. Поэтому размещенный воинский контингент действительно сократил объемы контрабанды, но как это бывает в таких случаях, эффективные изначально меры со временем стали утрачивать актуальность, поскольку противная сторона все же находила варианты, как обойти возникшие препятствия. Ситуация резко изменилась, когда в 2007 году ХАМАС силой изгнал Палестинскую администрацию из Газы. Боевики стали действовать более напористо и дерзко, и поскольку граница проходит в не заселенных районах Египта, то проводились операции по разрушению пограничной стены, которую к тому времени уже построил Египет, чтобы провести конвои с нужным грузом, в первую очередь – с оружием.

(Окончание следует)