Ну а эпопея с кредитами на войну пришла на ум Петру после его вояжа в Европу, где он наслушался о том, как монархи финансируют свои войны. Он полагал, что и у него этот номер тоже выгорит. Но в те времена войны велись по определенным правилам, когда победитель вынуждал побежденных присягнуть ему на верность и безусловно – заплатить контрибуции, которыми и покрывались расходы на войну.
Проще говоря, победитель мог покрыть свои затраты на ведение войны, в том числе и кредиты, за счет выкупа, который тогда было принято выплачивать. За это победитель оставлял в покое местную знать и та де-факто, продолжала править на этой территории, только под флагом монарха другой страны. Те, кто бывал в Люксембурге, хорошо знают, как это происходило. Ну а череда побед Наполеона тоже была связана с финальным аккордом битвы, в виде богатых отступных, которые ему выплачивали те же многочисленные княжества, которые находились на территории современной Италии. Между прочим, одну из самых крупных контрибуций Наполеон получил от Ватикана.
Ну а все это к тому, что войны Петра носили другой характер, поскольку он уничтожал следы собственного позора и позора своей Московии, которую он своим указом в 1721 году ребрендировал в россию. В таком формате войн не было место контрибуциям и понятное дело, что под такие войны ему никто не дал денег. Зато их получила царица Екатерина, за войну с Турцией. Но там уже была другая ситуация, поскольку монархи российские уже были не совсем российскими, поскольку в их жилах текла в основном немецкая и британская кровь, а двор сплошь состоял из французов, немцев, голландцев и англичан. Так что кредит-то она получила, но с учетом того, что формат войн в общем не изменился, то и контрибуций не случилось.
А раз так, то царица Екатерина, со свои любимым конем, почила в бозе, оставив на холке царства внушительный долг, который отдать было нечем и даже проценты оплачивать удавалось с трудом. И вот когда началась та самая череда наполеоновских войн, Британия, выступавшая одним из основных оппонентов Франции наряду с Пруссией и Австрией, довольно удачно била наполеоновский флот, а вот сухопутной армии – не имела. Вернее, армия-то была, но она была разбросана по всему миру в виде колониальных сил, а на островах был корпус морской пехоты, не очень многочисленный и заточенный под выполнение других задач, и потому Британия предложила россии выставить собственную армию против Наполеона, за деньги.
Царь Саша 1 согласился, поскольку речь шла не о деньгах на карман, а в основном – о погашении кредитных процентов. Ему просто было некуда деваться, поскольку Британия так или иначе – контролировала эти долги и вполне могла их полностью аккумулировать и скупить россию с потрохами. Правда, в Лондоне понимали, что это за Г такое и решили просто оплатить пушечное мясо. Тогда все это было зафиксировано на бумаге и Британия исправно платила за каждые 100 тыс голов, которые выставляли лапти.
Поэтому историки описывают странное поведение царя Александра, который после каждого поражения его армии клялся Наполеону в мире, а потом – снова выставлял армию против Франции. Некоторые умники даже развили теорию о том, что Александр люто завидовал Наполеону. На самом же деле, все было намного проще. Россия была банкротом и ей просто неоткуда было брать денег, кроме как у Британии, а та была готова платить только за армию против Наполеона. Вот и весь большой секрет его поведения.
(Окончание следует)