Недавно, наконец-то, удалось обнаружить в американской специальной прессе то, что было очевидным и о чем мы писали уже не раз. Технологический рывок, совершенный совком во время войны, а особенно – после нее, был обусловлен внешними факторами. Перед войной, в период «индустриализации», технологии заходили с двух сторон – из побежденной союзниками Германии, а потом и из США, которые с нуля создали не просто заводы или отрасли промышленности, а всю индустрию, вместе с необходимой инфраструктурой.

Во время войны, когда значительная часть этой индустрии была потеряна, Штаты помогли ее восстановить за Уралом, и это была вторая волна технологий, зашедших в совок, ну а третья, имевшая критическое значение волна, пошла после того, как красной армии удалось захватить предприятия германской промышленности, откуда вывозилось все: техническая документация, готовые и не законченные образцы вооружений и техники, сырье и конечно же – инженерно-технический персонал, который и строил все то, что совок приписал «гениям» типа Калашникова или Курчатова. Все это сделали немцы, и вот эти образцы  самолетостроения, ракетостроения, ядерной промышленности и даже стрелкового оружия, в виде «АК», а на самом деле – изделия Хуго Шмайсера, юзают и по сей день.

Причем там, где у немцев были явные успехи, у совков – тоже оказался технологический прорыв, и наоборот, где немцам не удалось поймать правильное направление движение, у совка случилось то же самое. Это явно можно проследить на судьбе военно-морского флота.

Совок пытался строить океанский боевой флот, но в его состав входили корабли, которые специалисты оценивали как неудачные просто на уровне концепции. В совке это тоже понимали и потому – не сильно разгонялись в этом направлении. В основном, они строили гибриды, напоминающие старинную формулу: «смесь бульдога с носорогом», и понятно, что именно надводные корабли не могли тягаться не то, что с американским флотом, но и с флотами менее развитых стран.

А вот с подлодками у немцев было все в порядке. Их строили много, технология была отработана и вылизана. Именно поэтому подводный флот совка развивался бурно и успешно. Ему просто было откуда расти. В связи с этим, хотелось бы указать всего на один аспект, который в своей книге  «Охотники и убийцы» привел писатель, специализирующийся на военно-морской тематике, Иен Баллантайн.

Наверное, люди старшего пионерского возраста помнят, какие шутки ходили по поводу такого себе ниспровергателя культа личности Сталина, Никиты Хрущева. Иначе как «кукурузником» его не называли. На время его правления пришлась волна с отсутствием продовольствия, которую уже никак нельзя было списать на последствия войны, поскольку полностью разрушенные страны Европы уже поднялись до уровня, который был до войны и даже ушли дальше.

В общем, принято считать, что голодная и бедная жизнь в совке была обусловлена бестолковостью руководства, поскольку военные расходы были большими, чем в Штатах, но люди там жили нормально. Но дело оказалось не только в этом. Даже Штаты не могли себе позволить налепить десятки тысяч танков, а совок их клепал просто как взбесившийся автомат.

Но оказалось, что и с подлодками было примерно то же самое. К моменту «Карибского кризиса» у совка только дизельных подлодок было более трех сотен. Такой армады не имела ни одна страна. А ведь строились еще и атомные субмарины.

Штаты были в шоке от этой бешеной волчьей стаи и были вынуждены разрабатывать средства обнаружения и уничтожения абсолютно не симметричные. В добавок к сети гидрофонов, уложенной на дне океана, были и программы магнитного определения субмарин. В район предполагаемого нахождения подлодки самолет сбрасывал массу специально изготовленных магнитов, которые попадали на корпус лодки и скользя издавали громкие звуки, которые легко улавливались штатными средствами обнаружения, а кроме того – забивались в технологические отверстия, выводя важные системы из строя.

В конце концов, вся эта армада пошла на металлолом, а нищая и полуголодная страна даже не знала, кто съел ее колбасу. Но история повторяется в виде фарса, и сейчас Москва исполняет тот же номер.

7 коментар до “Повторение в виде фарса”
  1. Постоянное техническое отставание московии возобновилось с началом холодной войны. На Западе даже специальные законы были, запрещающие делиться техническими новинками с совком. К развалу совка была просто пропасть уже. Но после 1991 года, когда московия “пошла по демократическому пути”, отставание начало сокращаться. Особенно с ростом цен на нефть. Тогда вооружённые силы получили современные прицелы, средства связи… В общем, всю электронику и не только.

  2. Про “гідроакустичну війну” я можу розповісти дуже багато 🙂

    1. О-о, коллега! (На военной кафедре электроакустического факультета КПИ — гидроакустика, правда, практики ноль.)

  3. Это точно, что “Смесь бульдога с носорогом”…
    Чего только стоят, те аббревиатуры, замыливающие общепринятые классы, надводных кораблей. БПК, МПК,СКР. И, как венец всей этой галиматьи – ТАВКР. Который у рф,был один, но, к счастью – фсё ! Принято решение, Кузю не реанимировать.
    Кстати, о носороге. Был такой БДК, проект 1174 Носорог. Аж цельных три штуки. Но, и они тоже – давно фсё !

  4. Довелось послужить в совецком ВМФ, потому знаю проблему изнутри. Главное – у флота не было единой концепции применения разных типов кораблей. Так, сугубо противлодочным кораблям ставились задачи ПВО, или противостояния ракетным эсминцам. Артиллерийских кораблей было очень мало после хрущевской чистки, и все они были еще “сталинских” проектов. Кораблям охраны водного района ставились задачи “демонстрации флага” в тех районах, куда они даже самостоятельно дойти были не в состоянии из-за ограничений автономности. То же было и с использованием дизельных подлодок, которые гоняли по всем океанам в паре с танкерами. Отсутствовала концепция и в проектировании и постройке новых кораблей. Проектировщикам ставилась задача построить авианесущий крейсер с вооружением “на все случаи жизни” (Кузя). Если к этому добавить огромные и хронические проблемы с судоремонтом, из-за которых половина флота стояла годами у стенки, то возникает примерная картина убожества этого флота. Еще одна вечная проблема – с двигателями. Все типы корабельных двигателей, разработанные в совке отличались двумя показателями: низкой удельной мощностью и низкой надежностью. Поэтому корпуса кораблей старались максимально “ужать”, в основном за счет бытовых условий экипажа. Экипажи надводных кораблей жили почти в таких же условиях, как экипажи дизельных подводных лодок, времен войны. А в конце совка, когда возникла проблема с набором на срочную службу на флот погнали “Среднюю Азию”, людей, которые плохо владели русским языком и не имели даже 10 классов образования. Ну, и масса более мелких проблем: повальное пьянство, отсутствие краски и продовольствия и т.д. Единственным “светлым пятном” на этом фоне был флот подводных ракетоносцев, хотя и там тоже было далеко от идеала. Кригсмарине не имел и десятой доли этих проблем

  5. “…самолет сбрасывал массу специально изготовленных магнитов, которые попадали на корпус лодки и скользя издавали громкие звуки, которые легко улавливались штатными средствами обнаружения”. -Это такой троллинг? Или шЮтка юмора?

Коментарі закриті.