ВМЕСТО ПРОЛОГА
На протяжении текущего года, просто у всех на глазах, разворачивалась (и еще продолжает разворачиваться) грандиозная, в чем-то – детективная история. Мы несколько раз пытались на нее обращать внимание, но как оказалось, делали это под неудачным углом зрения, а потому что-то важное все время ускользало из области видимого. Но то, что сама история развивается, было заметно с самого начала ее развития.
Рассматривать ее нужно с небольшой предыстории, поскольку в противном случае, она будет не столь очевидной. Итак, первым полноценным истребителем пятого поколения стал F-22, в котором были реализованы новые концепции достижения превосходства в воздухе, суть которых сводилась к тому, чтобы иметь возможность подойти к противнику на расстояние начала атаки, а противник еще не имел бы возможности атаковать.
Собственно говоря, этот принцип использовался и раньше, но достигался другими средствами. Сначала это превосходство достигалось более мощным и скорострельным оружием, потом – более высокой скоростью, после этого – в игру вступили средства защиты – бронирование, например. Все последующее время, прогресс шел именно по линии совершенствования этих компонентов.
Вместо привычных двигателей внутреннего сгорания, уже снабженных турбонаддувом и прочим, что увеличивало скорость, появились реактивные двигатели. Те, кто раньше и надежнее пересел на них – сразу получил преимущество. На второй план ушли пушки и пулеметы, а место основного оружия заняли ракеты, которые в свою очередь, стали наращивать дальность полета к цели и совершенствовать системы наведения. Защита самолета тоже изменилась, от бронированного кокона в кабине пилота и различных средств предохранения взрыва топлива от попадания в бак снарядов, перешли к активным средствам защиты, тепловым ловушкам и бортовым системам РЭБ.
Все эти новшества были направлены на то, чтобы ты уже мог эффективно атаковать противника, а он еще – нет. Но вот концепция самолетов пятого поколения, воплотила в себе совершенно новые способности, которые были изначально заложены в конструкцию планера, двигатель и бортовую систему электроники. Первые два комплекса делали самолет существенно менее заметным для радиолокационных средств обнаружение и наведения, а третья система давала возможность быстро и четко синтезировать данные из множества источников для того, чтобы атака оказалась максимально эффективной именно на том расстоянии, когда тебя еще не видно. То есть, самолет не стал летать быстрее, его оружие не стало работать на существенно более длинных дистанциях и он не отличался ни толщиной брони, ни изощренностью тепловых ловушек. Те же самые цели достигались совершенно другим комплексом свойств новой машины и именно это переместило ее в отдельное, пятое поколение самолетов.
Но в этом была и большая проблема – стоимость самой машины и что более важно – стоимость ее обслуживания. В результате, следующий самолет F-35 стал неким компромиссом между новыми возможностями самолета пятого поколения и стоимостью его самого и его обслуживания. Отсюда – один двигатель, вместо двух у старшей модели. Кстати, двигатель практически тот же самый, но несколько упрощенный, меньшие габариты и другие тактико-технические данные. Но в результате, стоимость одной машины уже вышла на стоимость самых совершенных моделей самолетов предыдущего поколения. Но именно в таком виде, военные решились на их крупносерийное производство.
Правда, новая машина во многом компенсировала свою «урезанность» от старшей модели, за счет намного более мощной бортовой вычислительной системы и несравненно более высокой способности взаимодействия с различными типами источников получения оперативной информации, а также – внешними системами вооружений. Эту возможность военные намеренно заявили в максимально продвинутом виде именно в виде компенсации, за «усеченность» модели, но как оказалось, именно это стало чем-то намного более важным, чем предполагалось с самого начала.
А теперь можно переходить собственно к детективной части этой истории.
(продолжение следует)