Сейчас, когда идет 21-й месяц широкомасштабного вторжения, мы время от времени, задаем себе вопрос о том, как такое можно было пропустить и не учесть? В результате, получается либо простой и линейный ответ, либо сложный и запутанный, а как известно, истина обычно прячется где-то ближе к середине. Тем не менее, ответ на этот вопрос необходим, поскольку сейчас Украина платит высшую цену за то, что мы оказались не вполне готовыми именно к тому, что началось 24 февраля 2022 года.
Для того, чтобы попытаться дать более или менее вменяемый ответ на этот вопрос так, чтобы наши потомки могли из этого извлечь нужный урок, мы предлагаем разбить эту тему на сегменты и каждый из них рассматривать отдельно и наверное, не одновременно. Таковых, как минимум, есть три. Два из них – крайности и один – между ними, который сам по себе намекает, что там будет самое ценное, а самое скандальное останется в крайних двух сегментах.
Первый из них – действия зеленой власти. Мы сами уже дали ей оценку, но она обязана формализоваться в решения и приговоры судов. Раз уж мы воюем за цивилизованную Украину, то как говорил Порох перед выборами: «Демократия это – процедура». Мы же помним, как эта фраза нас убила наповал, поскольку мы прекрасно понимали, что последует после прихода во власть промосковской зелени, которая мало чем отличалась от уж совсем откровенных московских холуев из слегка подретушированных «регионов» имени «проффесора» Януковича.
Но вот прошло время и теперь смысл этих слов становится понятным. Порох вполне мог объявить военное положение и отложить выборы на неопределенный срок. Было еще несколько вариантов, о которых сейчас говорить нет смысла, да и зелени мы не станем подсказывать. И что бы мы имели взамен? Скажем так, где-то в конце 2015 года я имел переписку с очень осведомленным человеком, наверное, бывшим нашим, который давно живет в Штатах, но своего имени он не раскрыл, а я не настаивал. Так вот еще тогда он сказал слова, которые оказались пророческими.
Возможно, сейчас это будет выглядеть нудновато, но все же это надо знать. Так вот, на вопрос о том, почему Штаты не вписываются за Украину по-серьезному, он выдал несколько аргументов, которые касались грядущих выборов и связанных с ними нюансов, но кроме этого, он сказал и еще кое-что. С его слов, Майдан безусловно был выдающимся событием и за ним с восхищением наблюдали многие в США. Там даже дискуссия была о том, смогли бы американцы поступить таким образом, если бы власть в стране получила клика, которая желает свернуть демократию и принести в страну диктатуру.
Так вот, они там пришли к выводу о том, что на сегодня – вряд ли, поскольку общество утратило ощущение ценности демократии, как такого себе краеугольного камня в здании современной Западной цивилизации. И как мы теперь знаем, эти слова отнюдь не были лишены смысла. Но из этого они не делали трагедии, поскольку такие настроения в обществе – цикличны. В какие-то моменты оно мобилизуется , в другие – расслабляется. И констатация того, что именно в нынешнем состоянии американское общество не смогло бы отважиться на свой Майдан, компенсировалось хорошо отточенным и главное – непрерывным механизмом демократических процедур, которые и сработают в виде компенсатора, совсем уж расслабленному обществу.
И как мы помним, Дональд Трамп за свою каденцию тоже уперся в эти процедуры и под финиш понял, что для захвата власти ему надо сломать именно процедуры. Что из этого вышло, мы хорошо помним и понимаем, что он не оставил своих намерений и теперь хочет вернуться во власть, чтобы сломать именно процедуры, чтобы добиться такой желанной для него диктатуры. И вот если учесть этот момент, то проекция всех этих взглядов и представлений на Украину становится куда более понятной.
(Окончание следует)