Как известно, Германия, Франция и Испания начали работы над самолетом шестого поколения, который должен заменить их парк самолетов четвертого поколения, но не сейчас, не завтра и даже не послезавтра. Первые самолеты должны начать поступать в войска примерно в 2035-м году, а замещение старичков начнется только с 2040 года.
Многие наблюдатели и специалисты в области военной авиации с некоторым скептицизмом относятся к самой идее пропуска работ над самолетами пятого поколение и переход к поколению шестому. Сейчас же самолеты пятого поколения производят США и Китай с РФ. Причем, Штаты прошли путь уже в 30 лет именно по работам над этими самолетами и имеют на вооружении две модели таких самолетов, причем F-35 продолжает выпускаться.
Важная особенность именно этого процесса состоит в том, что самолеты, уже в процессе выпуска и эксплуатации, прошли и продолжают проходить модернизации, вызванные обнаружением тех или иных проблем таких самолетов. То есть, сама концепция самолета пятого поколения и условия его производства, не были совершенными, и потребовалось три десятка лет для того, чтобы опыта было достаточно для успешного выпуска самолетов этого поколения.
То же самое и в Китае и РФ. Их ВПК работает на пределе собственных возможностей, и то, что получается в виде изделий, можно назвать самолетом пятого поколения с очень большой натяжкой. И это при том, что они идут уже по проторенной Штатами дорожке и примерно представляют, как это должно выглядеть, к чему стремиться, и что нужно получить в конечном итоге.
США уже сформировали критерии оценки соответствия самолета пятому поколению как в целом, так и в отдельных аспектах – планер, двигатели, покрытие, электроника и т.д. Плюс к тому, правдами и неправдами, Китай получил часть технологий, которые уже были в Штатах. То есть, ни РФ, ни Китай не начинали «с чистого листа», и тем не менее, они продираются через массу технологических и конструкторских проблем, обусловленных именно особенностями самолета пятого поколения.
Что касается самолета шестого поколения, то это путь в неизведанное, где нет особых ориентиров. Мало того, условные ориентиры параметров такого самолета обязаны отталкиваться от параметров самолета пятого поколения и критериев их оценки.
Промышленность страны, которая отработала самостоятельно, либо в кооперации с кем-то по теме самолета пятого поколения и смогла создать успешный самолет, может опереться на свой опыт и двинуть разработку самолета шестого поколения, даже если самолет пятого поколения не ушел в крупную серию.
Между прочим, Штаты выпускают свой F-35 в условиях широкой кооперации с партнерами, а россияне – ваяли свой Су-57 в кооперации с индусами, а китайцы – в кооперации со Штатами, в плане того, что средствами промышленного шпионажа, они добыли технологическую документацию, которая существенно сократила сроки создания собственного самолета. В Штатах сейчас прямо говорят о том, что китайский J-21 имеет американскую ДНК.
Теперь стоит посмотреть на всех игроков, которые развивают идею создания самолета шестого поколения, и ими оказываются США, Великобритания, Япония и тот самый конгломерат: Франция-Германия-Испания. Три первых игрока имеют опыт работы над самолетом пятого поколения F-35, европейский конгломерат – не имеет. Поэтому вся эта затея выглядит прожектом как по сути, так и по форме и между прочим, те же самые игроки уже имеют опыт именно прожектерства.
(окончание следует)
[…] Далее […]
Вспоминается притча про Ходжу Насреддина, обучавшего богословию ишака, срок контракта составлял двадцать лет.
“Первые самолеты должны начать поступать в войска примерно в 2035-м году, а замещение старичков начнется только с 2040 года.”
Совпадение? Не думаю! (с) 🙂
— Я учу этого ишака богословию, — невозмутимо ответил Ходжа Насреддин. — Мы уже заканчиваем коран и скоро перейдем к шариату.
…
Мне показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет». Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но, клянусь аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть коран, я отрублю тебе голову!» …
Скажу ещё, что получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удаётся. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие!
– – – – – – – – –
Пожалуй, не соглашусь с таким утаерждением.
Подобные проекты штука долгоиграющая.
Тем более, как совершенно точно отметил уважаемый Автор, без наличия собственного специального, специфического, если угодно, опыта.
А значит это, что нет специалистов, для которых эти специфические знания и опыт есть рабочий инструмент.
Следует также принимать во внимание десятилетия расслабленности располневших европейцев, лениво считавших, что вся оборона Европы росле развала совка это дело зряшное, ввиду превращения супостата в источник наживы. Каковое обстоятельство привело к критическим изменениям в инженерно-техническом корпусе в виде сокращения и смене ориентации во многих областях.
Так что, можно считать презентаторов шестого поколения европланов еще и оптимистами. Слегка даже слишком.
Правда, судя по некоторым косвенныи признакам, источником необходимых для данного проекта знаний, суть кадров, с высокой вероятномтью могут оказаться весьма не ожиданные страны.
“Меня терзают смутные сомнения…” (с)
Уж не последствия ли это великого обучения парашки для Фр-Гер-Ит по распиливанию ФГИ (Фонда государственного имущества) ?