По сути, австрийская компания, некогда бывшая одной из главных опор Газпрома в Европе, не только наказала его на полмиллиарда долларов, но сделала это за то, что Газпром нарушил собственные обязательства по графику поставки газа. То есть OMV убила, причем – с контрольным выстрелом, любимую байку Газпрома о том, что он – «надежный поставщик» и как говорила мадам Ангела -гарант энергетической безопасности. Эта легенда была похоронена навсегда, а ведь почти два десятка лет именно этой легендой начинался и заканчивался сборник гимнов и кантат, посвященных себе любимому, профильный журнал «Газпром». Теперь это выглядит так:
«OMV инициировала спор в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма о взыскании с Газпром экспорта 575,3 миллиона евро в рамках контракта о закупке газа в феврале 2023 года».
Но и это еще не все. Прекращение поставок Газпром обосновал тем, что большая часть европейских стран, в том числе и Австрия, отказались подчиниться требованию поставщика изменить одно из существенных условий контракта – валюту. Напомним о том, что изначально, и еще со времен совка, валюта экспортного контракта была неизменной – доллар США. Но после начала войны в Украине, то есть – после 2014 года, прутин запустил свою программу «дедолларизации». Она коснулась и газового контракта. Потребители пошли навстречу москве и дали согласие изменить валюту долгосрочных контрактов, с доллара на евро.
Заметим, одностороннее изменение условий контракта – не допускается, а если это касается существенных условий, то он и вовсе становится недействительным. Любые изменения должны фиксироваться лишь после достижения согласия сторон, подписавших этот контракт. То есть москва никогда не имела права менять валюту, по своему усмотрению. Проще говоря, если требование Газпрома перейти на расчет за газ в рублях контрагент отклонил, то в таком случае, действует текущая редакция контракта, со всеми вытекающими обязательствами.
А если Газпром переписал его по своему усмотрению, то эта редакция считается ничтожной с момента ее оформления. Тем не менее, Газпром прекратил поставки именно исходя из собственной, никем не согласованной, редакции контракта, которая не имела юридической силы. Но согласно действующей редакции, газпром был обязан поставлять обусловленные объемы газа OMV вплоть до 2040 года, и ни влево – ни вправо. И поскольку Газпром прекратил исполнять свои обязательства OMV получила основания для требования возмещения ущерба и расторжения договора.
И тут снова Газпром показал свою бандитскую личину, откровенно наплевав еще на один пункт собственного контракта. Здесь нужно учесть небольшой нюанс. Текст контракта разрабатывался самим Газпромом, совместно с профильным департаментом администрации прутина. Контрагентам не давали возможности вносить свои коррективы именно по канве контракта, а предметом обсуждения, перед его подписанием, были объемы, сроки и цены. Так вот, в этом контракте, сам газпром прописал, что единственной судебной инстанцией, которая может рассматривать споры, возникшие при исполнении условий контракта, является тот самый Стокгольмский арбитраж, в который и подала иск OMV.
(Окончание следует)
вже не вперше Стокгольм вилазить ГазпрЬому боком!
І це не може не радувати…