Как известно, любую войну можно рассматривать как отдельную сущность, и хотя её начинают и заканчивают люди, но все дело в том, что определённо можно говорить лишь о том, когда и как начнётся война, а вот как она будет развиваться и чем закончится, это уже – другой вопрос. Понятно, что есть определённые законы ведения войны и опираясь на них, ведётся боевое планирование, где учитываются силы, средства, потери и сроки, за которые предполагается закончить военную компанию. Но в подавляющем большинстве случаев, ход войны оказывается мало похожим на те планы, которые составляли изначально.
Это потому, что математический расчёт собственных сил и сил противника, а значит, и ход боевых действий, почти всегда упирается в какие-то факторы, которые просто невозможно предвидеть. Где-то огромный и по определению – непобедимый флот, двигался навстречу своей победе, но налетевший шторм, который получил название «камикадзе», разметал и утопил большую часть кораблей. В итоге, маленькая победоносная война даже не началась, но уже закончилась. Подозреваю, что если кому-то в руки попадётся десяток планов войны, которые составлял агрессор, и будет возможность их внимательно изучить, то окажется, что в соответствии с планом было только самое начало этой войны, всего остальное шло уже каким-то другим путём.
Между прочим, 2500 лет назад, Сунь-Цзы предупреждал потомков о том, что если предстоящая битва может обернуться длительным побоищем, то этого нужно избегать всеми средствами. Причём, вызвано это не только тем, что война поглотит больше ресурсов, чем это предполагалось, или даже чем инициатор войны мог бы себе позволить, но и тем, что чем дольше идёт война, тем больше возникает неожиданностей и факторов неопределённости. В результате, это может привести к прямо противоположному эффекту.
Поэтому древнекитайский полководец и философ считал, что наиболее ценной является победа, которая была достигнута без начала боевых действий, а только угрозой применение силы. Вслед за этим, шла победа в молниеносной войне, когда противника удалось разбить быстро и, что называется, на классе. А вот победа в длительной войне расценивалась им чуть ли не как поражение. По крайней мере, он считал, что инициатор войны оказался бездарным. Ведь он мог её не начинать в это время и в этом месте. А если драка оказалась долгой, то это значит, что обороняющаяся сторона оказалась более умной и умелой.
Нечто подобное сейчас разворачивается и в нашей войне. Инициатор и агрессор, безусловно планировал блицкриг. Ну как встала очевидно, молниеносная война не удалась. И по идее, после этого агрессор должен был выйти из войны с тем, чтобы не увязнуть в самом худшем её варианте. Но как теперь видно, именно военная целесообразность оказалось на заднем плане. Здесь рулит даже не политика, а болезненное желание свихнувшегося диктатора. И теперь, чем дольше идёт война, тем больше неожиданных факторов всплывает по её ходу. Перечислять их все нет смысла, поскольку так или иначе мы уже касались этой темы, а прямо сейчас возник ещё один момент, который назревал уже достаточно долгое время, но сейчас он вышел на финишную прямую.
Несколько лет назад правительство Турции заключила скандальный контракт на покупку российских комплексов ПВО С-400. Это сразу поставило на паузу военно-техническое сотрудничество из США. Вашингтон справедливо заявил о том, что страны НАТО не должны закупать систему вооружений у вероятного противника. А тем более, когда речь идёт о таких чувствительных вещах, как зенитно-ракетная комплексы.
(Окончание следует)
Приведённая цитата Сунь Цзы
“…если предстоящая битва может обернуться длительным побоищем, то этого нужно избегать всеми средствами” и “…чем дольше идёт война (читай, военная операция), тем больше возникает неожиданностей и факторов неопределённости. В результате, это может привести к прямо противоположному эффекту” вызвала у меня вопрос: А КУДА нас приведёт Курская операция? Если лапти сами признают, что освобождение Курской области может занять несколько месяцев, то хватит ли у нас сил и материальных ресурсов, чтобы удерживать эту тысячу квадратных километров? ЕСЛИ есть конкретный план у Генштаба, то это хорошо, но… неожиданности и факторы неопределённости могут сыграть свою роль.
“Искусство войны” изучают в американских военных академиях, а вот знакомы ли с ней наши генералы?
Хотелось бы верить…
Вы думаете, курская операция планировалась и проводилась без детального согласования с союзниками? Только потому, что они так сказали?
–
Не будьте так наивны.
От дивно. А чому Ви зненацька розглядаєте “Курскую операцию” у відриві від решти бойових дій? Вона там якась окрема війна чи як? Як на мене, то і є той самий фактор несподіванки який орки не планували, а тепер жеруть великою ложкою, як результат затяжного месива, яке вони самі і почали. Ви якось Сун-Цзи з права наліво прочитали.
Похоже, Сунь Цзи был военным гением. Многие эксперты говорят, что большая война на Ближнем Востоке между Израилем и Ираном неизбежна, но израильтяне не очень хотят ее начинать, потому что они читали великого Сунь Цзи.