Итак, во время Второй Мировой войны практически все, что было связано с применением авиации, завязывалось на умение, опыт и реакцию пилота. В самом деле, истребители вели очные, контактные поединки, где мастерство решало практически все, хоть в плане борьбы с истребителями оппонента, хоть во время работы по бомберам – утыканным турелями с крупнокалиберными пулеметами. У бомберов – тоже самое. Для того, чтобы уложить содержимое своего бомбового отсека на цель, нужна слаженная работа всего экипажа. Самолет должен держать нужный курс, скорость и высоту так, чтобы сброс оказался именно в той точке, где нужно. И потому человеческий фактор был не просто важным, а доминирующим. И потому потеря опытных летчиков действительно стоила дорого при том, что сами машины были проще и не слишком дорогими.
Сейчас же, истребители не сходятся в очном поединке по целому ряду причин. Первая из них – ракетное оружие, которое позволяет работать по воздушным целям вне зоны видимости оппонента. Проще говоря, бортовые системы обнаруживают противника намного раньше органов чувств пилота. И те же бортовые системы подсказывают когда и чем следует поражать противника, а бортовая РЭБ уже начинает отрабатывать защиту от возможной атаки.
Плюс к тому, нынешняя война показывает, что самолеты вообще не должны подлетать к линии фронта, чтобы не попасть под действие ПВО противника. Как только самолет попадает в зону действия комплексов средней и ближней дальности, шансы на выживание стремятся к нулю. А прижимаясь к земле, самолет тут же становится уязвимым для ручных средств ПВО. Поэтому основная работа – на большой дистанции. Возьмем тот же Су-34 с планирующей бомбой. Он подходит к точке сброса на расстоянии 60 км и с высоты в 10 км сбрасывает бомбы, после чего тут же разворачивается и уходит на базу.
Все эти манипуляции, скорее всего, выполняет бортовой компьютер, где все точки заданы изначально. И потому именно человеческий фактор теряет свой вес просто многократно. Этот вывод мы делаем потому, что относительно дешевые дроны и более дорогие крылатые ракеты могут исполнять все то, что делает самолет, но без пилота на борту. Они легко изменяют высоту, курс и скорость, а также способны лететь на сверх малой высоте, огибая складки местности и препятствия.
Впрочем, нечто подобное сейчас делают и автомобили. Да, они не летают, но вместо этого способны учитывать положение огромного количества препятствий, плюс к тому – соблюдая правила дорожного движения. Так что современный самолет может самостоятельно вернуться на базу и даже сесть н авианосец, без участия человека. А нам продолжают рассказывать о том, что потеря Су-34 с прайсом в 50 миллионов долларов – ерунда, поскольку выжили два лоботряса. Будь у командования выбор, оно бы согласилось потерять пилотов, чтобы только самолет целым вернулся на базу. Молодняка – как грязи и заменить выбывших пилотов – раз плюнуть. Сколько они уже потеряли генералов и старших офицеров? И ведь мир не рухнул, а их место заняли новые сапоги и все – нормально. Поэтому потерю Су-34 безусловно записываем в актив, а что там с хрящами – нас не касается.
ЭПИЗОД 2
Второй эпизод касается ракетного удара по аэродрому во временно оккупированной Новофедоровке, как известно, туда прилетело жестко и смачно. По крайней мере, местные жители были впечатлены, как звуками, которые доносились с аэродромов, так и количеством «скорых», которые туда поехали из Евпатории и Сак. Все это дало им основания полагать, что прилет оказался в крайней степени необычным.
(Окончание следует)