Из серии «До кави»

Любая война, бой противостояние или что-то подобное, по своему определению имеет, как минимум – две стороны. Отсюда возникает неизбежный эффект, когда каждая из сторон, так или иначе, замыкается в себе, поскольку драка требует концентрации всех усилий. В конце концов, все противостояние оценивается через призму именно собственных сильных и слабых сторон. И чем дольше эпопея, тем мрачнее будут оценки. Этому есть объективные предпосылки.

Первая и наверное самая болезненная – потери. Каждый день войны множит эти потери и если первые месяц-два обычно не слишком-то и оглядываются на то, какую цену пришлось уже заплатить, что через полгода – год, список погибших товарищей и осиротевших номеров в телефонной книге, становится все большим. И каждый месяц войны будет лишь прибавлять тяжесть этого груза. Кто-то, оглядываясь по сторонам, не увидит никого из тех, с кем вступил в эту войну.

Такое положение дел однозначно будет действовать на психику самым отрицательным образом и взгляд на мир, безусловно станет другим. Кстати, после того, как гадина издохнет или уползет с нашей земли, с войны вернутся сотни тысяч мужчин и женщин, именно с таким мировосприятием и надо понимать, почему оно у них такое и принимать их такими, какими они вынуждено стали на войне, не забывая о том, что они – наши. И естественно, те, кто близко контактирует с нашими военными, тоже будут подвержены этому давлению.

Второй момент – материальные ресурсы. Война всегда была дорогим делом и поглощала прорву ресурсов. Тем более, когда это – длительная война, которая как раз и перешла в фазу, суть которой – истощение ресурсов противника. Тот, кто понимает, что это такое, видит, во что война обходится его стране, населению этой страны, и чем дольше она длится, тем больше ресурсов сжигается на фронте. Понятно, что и это – не может придавать оптимизма. 

Наверное, эти два момента не исчерпывают всех факторов, которые влияют на способность воспринимать окружающую реальность, и список этот можно продолжить. Причем, каждый из этих аргументов – бесспорно относится к объективной реальности. Но во всем этом есть один, но крайне важный момент, который способен придать всей этой мрачной картине, как минимум – другой вид. Будучи внутри потока событий, мы не можем взглянуть на ситуацию глазами постороннего наблюдателя. Это потому, что война настолько экстремальное явление, что любой человек, вовлеченный в нее, просто не способен вынырнуть и осмотреться, если он не обладает специальными навыками или если этого от него не требует род его деятельности.

Умение вынырнуть из потока и осмотреться по сторонам, необходимо всем, кто  с той или иной целью, пытается выстроить целостную картину текущей войны. А как мы отметили выше, в таком процессе участвуют две стороны и как минимум, все указанные выше факторы, так или иначе, давят и на другую сторону. Именно по этой причине, оценивать всю ситуацию, имея только половину картины, которую видно со своей стороны, да и то – не полностью, было бы слишко легкомысленно. Более или менее приближенно, картину видят те, кто профессионально занимается разведкой. В таком случае, имея специальный инструментарий, такие люди могут себе составить хотя бы общее представление о том, как там все обстоит у противника и насколько прочна его стойкость. Насколько истощены его ресурсы и силы. 

В идеале, конечно, картину может рассмотреть разведчик страны, которая не участвует в войне, но тем не менее – располагает серьезными возможностями в сборе и анализе критических параметров функционирования внутренней структуры сторон военного конфликта. Это потому, что противники безусловно будут предпринимать максимальные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение своего противника, по ключевым вопросам устойчивости их военной машины, включая армию и стоящие за ней экономику и общество. 

(Окончание следует)