Более 30 лет назад пришлось по работе ехать в поезде с человеком, который несколько лет назад уволился из «органов». За язык я его не тянул, он сам стал рассказывать какие-то истории из жизни. Так бывает, когда в небольшой компании кто-то «не употребляет» и тогда таким оказался именно я. Поэтому поезд ехал, купе потихоньку выпивало, без экстрима, но все же, и потому языки развязывались. Так вот, с его слов ему пришлось работать в какой-то вспомогательной группе, которая обеспечивала деятельность следователей по делу Чикатило.

На тот момент уже было понятно, что работает «серийник» и следствие шло полным ходом. Особой ясности о подозреваемом еще не было, но следователи уже были московские. Его группа обеспечивала рутину – оцепление, подворовой опрос и прочее. Но ему лично таки удалось оказаться прямо рядом с местом преступления и увидеть жертву, а вернее то, что преступник с нею сделал. К тому моменту прошло уже около 10 лет, но было видно, что он до сих пор под впечатлением от увиденного.

Между прочим, речь шла о жертве, которую нашли в одном из небольших городков Донецкой области, недалеко от границы с Ростовской областью. Теперь название этого городка знают все, а тогда оно мало кому говорило о чем-то, кроме живущих рядом или как-то с ним связанных. В общем, туда ходили электрички из Ростова и Таганрога, и видимо, Чикатило как раз и приехал такой электричкой. В общем, все это – со слов попутчика, и насколько оно там было так, как он рассказывал – история умалчивает. 

Но как мы помним, в итоге Чикатило поймали и дали ему «вышку» – расстрел. Правда, перед этим, видимо подвергнув особым методам допросов, в серии преступлений признался другой человек и его тоже расстреляли, но как потом оказалось, эпопея не закончилась а серия однотипных убийств – продолжилась. Что самое интересное, здесь проявилась практика, которая в совке была повальной. Правда, здесь она проигралась в ультимативной форме и можно только представить, как пытали фигуранта, если он взял на себя «вышак».

Милиция тогда действовала просто. Например – на горячем приняли домушника, карманника или угонщика автомобилей. Если за ним смогли закрепить два и более эпизодов, то по УК от 1961 года наказание предусматривалось одинаковое за 2 или 10 эпизодов. А потому, путем уговоров или созданием тяжелых условий, попавшегося бандита «уговаривали» взять на себя все однотипные «висяки». Все время следствия его неплохо кормили, давали сигареты и вообще, он не имел проблем, ну а «сотрудничество со следствием», смягчало ему наказание.

Понятно, что такой метод работы оставлял за бортом кучу бандитов, которые на самом деле совершили те преступления, которые на холку взял один пациент. Мало того, бандиты знали, как работают менты и потому имели все основания полагать, что именно такой ход событий поможет им уйти от наказания. Ну а сами менты настолько привыкли «шить дела» лицам, которые к ним не имели отношения, что до половины арестантов СИЗО на самом деле не совершали никаких преступлений, а их просто «поломали» для того, чтобы записать за собой «раскрытие» и тем самым – показать эффективность работы. Поскольку совок был сплошной показухой, то и тут было ровно тоже самое. И вот расстрелянный до Чикатило фигурант не был чем-то удивительным, а наоборот – система работала в парадигме романа Франца Кафки «Процесс».

(Окончание следует)

3 коментар до “От прутина до Пиктона (Часть 1)”
  1. Кстати нужно будет почитать этого Кафку на досуге , а то последнее что я читал это был Плутарх с его “Сравнительными жизнеописаниями”. Но я не об этом , тут говорят что Украина раскалбасила вчера колонну орков в Воронежской области так вот это вот очень правильное решение. Войну нужно переносить на территорию врага.

  2. Здається, в Іловайськ ходили електрички з Таганрогу та Ростова, що на Доні

  3. “Процесс” – это сильно на любителя. Не, книжка хорошая, но прочитать ее… Как по мне, так или в молодости, когда все интересно, или потом, когда спешить некуда)

Коментарі закриті.